Съемки пейзажа поздней весной — в начале лета в России. Советы от Даниила Коржонова.

Пейзажные съемки — дело тонкое. Чтобы ваши фотографии получились действительно впечатляющими, важно не просто подыскать красивую локацию, но и приехать туда в сезон, когда пейзаж там будет наиболее привлекательным. К примеру, Байкал великолепен в начале зимы, когда лед еще тонкий и прозрачный, без снега. На Русский Север стоит отправиться за снимками в сентябре — в это время там стоит прекрасная золотая пора. В некоторые места имеет смысл приезжать всего на несколько дней в году, но, зато, именно в это время можно сделать потрясающие кадры. Лучшими локациями для съемок поздней весной — в начале лета поделился амбассадор Nikon Даниил Коржонов. Читайте статью до конца, и узнаете, как Даниил ищет самые необыкновенные места для своих съемок в России!

Кавказ, Большой Тхач.

Начало и середина июня — весна в горах. В этом году я отправился к подножию горного массива Большой Тхач на Западном Кавказе, чтобы застать там невероятное цветение рододендронов. Оно длится всего около двух недель.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

 

Добраться туда не очень сложно, к тому же, там не нужно много ходить пешком, что сделало бы поездку вполне комфортной, если бы не одно «но». В это время в горах очень дождливо. Тем, кто соберется в поездку, рекомендую обязательно захватить с собой резиновые сапоги, плащи и другие непромокаемые вещи, а также защиту для камеры, потому что к вечеру мы обычно были совершенно мокрые.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/11
  • Выдержка: 2
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Каждый день проходил по одному сценарию: утром стояла прекрасная ясная погода, можно было просушить намокшие вещи и отправиться на съемки, к обеду небо заволакивало тучами, и до вечера лил дождь, случались грозы. К ночи палатка и вещи были абсолютно мокрыми. На закате небо вновь ненадолго становилось ясным, и это было самое потрясающее время суток: можно было наблюдать, как облака перекатываются прямо через горы.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 14 мм

В эту поездку я брал с собой камеру Nikon Z 7 c комплектом оптики. Самое сложное в такую погоду — постараться не залить технику водой, снимать очень осторожно и постоянно ее протирать, чтобы внутри не скапливался конденсат. Z 7 хорошо защищена от попадания влаги, поэтому, хотя у меня и не было специального влагозащитного чехла, во время съемок и хранения во влажной в палатке она не пострадала.  Главное — при первой же возможности выносить камеру и объективы на солнце и просушивать, не хранить в отсыревшем рюкзаке.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Пяти дней на этой локации вполне достаточно, чтобы запечатлеть все красоты природы. Сама гора Большой Тхач очень живописна, а «райские сады» рододендронов вокруг идеально подходят для переднего плана, поэтому я снимал в основном на широкоугольный объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Чтобы кадры получились полностью в резкости, я использовал функцию фокус-стекинга в моей камере Z 7.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

С помощью этой функции сняты почти все кадры, и, в частности, несколько вертикальных панорам (верторам). Мой принцип работы с верторамами: сначала снимается передний план с красивыми цветами (состоит из 5-7 кадров), затем камера поднимается чуть выше (настройки остаются неизменными) и снимается средний план. Третьим этапом камера поднимается еще выше и снимается дальний план — с горами. Все кадры сделаны на одинаковом фокусном расстоянии с разными точками фокусировки.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Чтобы снять красивый передний план, я подобрал основные настройки и включил функцию фокус-стекинга. Сфокусировался на самой передней точке, на одном из цветков, а дальше камера сама автоматически рассчитала перекрытия по глубине резкости и сделала около 5-7 кадров с остановкой на фокусе на бесконечность. В дальнейшем снимки объединяются в одно изображение.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Основная сложность при съемке пейзажа с фокус-стекингом заключается в том, что из-за ветра цветы постоянно находятся в движении. Приходится либо ждать, когда ветер стихнет, либо укорачивать выдержку и компенсировать повышенными значениями ISO. Очень важно обращать внимание на этот момент во время съемки. И если в кадре появляется шевеление, нужно подбирать оптимальные значения настроек. 

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/100
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 22 мм

Оренбургская область, Долгие горы.

В конце мая — начале июня советую отправиться в Оренбургскую область, чтобы запечатлеть одно из красивейших мест Южного Урала —  хребет Карамурунтау. Это цепочка гряд и сопок, тянущихся вдоль равнины реки Сакмары. Весной земля там покрыта мягким зеленым ковром, который вскоре будет выжжен ярким степным солнцем. Сам хребет выглядит совершенно фантастически и напоминает спящего дракона. Там не проводов, дорог и всего того, что может испортить вам кадр.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR  
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/160
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 140 мм

Локация располагает снимать телевиком. В эту поездку я брал с собой объектив AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, и в основном все мои снимки сделаны на него. Телеобъектив отлично компрессирует пространство, и можно, например, снимать минимализм: найти одинокое дерево вдалеке или «рассматривать» детали холмов —  забраться повыше, приближать и отдалять, искать ритмические рисунки. Основная идея съемок в этом месте — минимализм, абстракция, перспектива за счет красиво уходящих вдаль холмов, выстраивающихся каскадом друг над другом.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/10
  • Выдержка: 1/320
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 116 мм

В отличие от классической фотографии в «золотой час», в Долгих горах рассвет и закат практически не представляют интереса для фотографа, до восхода солнца холмы выглядят совершенно плоскими. Каким бы красивым ни было небо, фотография вряд ли получится[2] . Поэтому советую выходить на съемки уже после восхода — именно тогда можно увидеть объемный рельеф на холмах. Стоит найти такую точку, чтобы лучи солнца падали под углом 90 градусов, тогда боковой свет лучше очерчивает изгибы гор.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/7.1
  • Выдержка: 1/200
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 185 мм

В Долгих горах работают два типа перспективы: ритмическая и тональная. Что касается первого  типа — с помощью холмов можно попытаться выстроить красивые ритмы, располагая их друг за другом, складывая их в линии, которые уводят взгляд вдаль. Чем дальше холмы, тем меньше расстояние между ними на двухмерной фотографии, а чем ближе, тем расстояние больше. Таким образом, человек, смотрящий на снимок, может прочувствовать объем.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Если говорить про тональную перспективу, то это слои холмов, которые возвышаются друг за другом и также уходят вдаль к горизонту, где «растворяются», становятся менее насыщенными, более светлыми, что демонстрирует движение от переднего плана к бесконечности.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR   
  • Диафрагма: f/7/1
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 160
  • Фокусное расстояние: 200 мм

В Долгих горах достаточно провести около трех — четырех дней, чтобы успеть запечатлеть все разнообразие сюжетов. Сам хребет Карамурунтау не очень длинный, около четырнадцати километров, и располагается недалеко от трассы М-5, поэтому добираться до него на машине от Оренбурга вполне удобно. Кроме того, стоит посетить Оренбургский природный заповедник, в котором разводят лошадей Пржевальского.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/11
  • Выдержка: 1/800
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 150 мм

Забайкалье, Чарские пески.

Забайкалье — достаточно обширный, труднодоступный и, на мой взгляд, недооцененный регион. Именно там, в Каларском районе, расположена одна из самых удивительных маленьких пустынь в мире — площадью всего около 50-ти квадратных километров, со всех сторон окруженная горами.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/2000
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 56 мм

Урочище Чарские Пески — пустыня абсолютно настоящая: с грядами дюн, ветровой рябью, с поющими барханами и песчаными бурями. Тут можно найти останки деревьев, погибших под натиском песка, а поздней весной, когда наконец частично сходит снег, там распускается сон-трава. 

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/10
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 24 мм

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 22 мм

Мы отправились туда, чтобы запечатлеть цветение, но приехали немного раньше времени. С природой часто приходится идти на компромисс: если отправиться в Чару чуть раньше, в середине мая, то можно относительно спокойно перебраться через замерзшую реку и болота, а уже в конце месяца река вскрывается и могут возникнуть сложности с возвращением обратно.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/280
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 42 мм

Само место  удивительно своими контрастами: сочетание песка, льда и красивейших гор на заднем плане — такое крайне редко встречается в мире.

В плане техники, также, как и в Долгих горах, я активно использовал телевик AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, так как горы находятся на достаточно большом удалении от самой пустыни, а также NIKKOR Z 24-70mm f/4 S и AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED с камерами Nikon Z 7 и Nikon D850.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/80
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 37 мм

Мне очень нравилось снимать барханы после рассвета и за несколько часов до заката. Поскольку пустыня небольшая, красивых дюн не так много, и основная сложность заключалась в том, чтобы нечаянно не наступить на эту красоту, держаться стороной и подальше обходить объекты съемки.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/1250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Поймать ветер в дюнах — пожалуй, самое красивое, что можно запечатлеть! Хотя и самое сложное для техники. Камеры и объективы Nikon рассчитаны под такие условия, они очень хорошо защищены. Но, все-таки, советую соблюдать основные принципы осторожности при таких съемках: использовать две камеры с заранее накрученными объективами, и не менять линзы в процессе, чтобы песок не попал внутрь[4] .

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/2000
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 116 мм

Вторая часть моего путешествия по Забайкалью была посвящена съемкам цветения рододендрона даурского в Чите, где буквально в черте города можно зайти в лес и удивиться, как он весь «горит» розовым цветом багульника.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/2
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 53 мм

Как искать лучшие локации для съемок в России?

Наша страна уникальна своими природными красотами. Есть множество мест, в которых я только планирую побывать. Чтобы выбрать самые интересные, я стараюсь постоянно находиться в контакте с фотографами из разных регионов. Когда общаешься с людьми, которые также, как и ты, живут фотографией, намного проще обмениваться ценной информацией, задавать вопросы и получать на них ответы.

Также советую регулярно просматривать сайты с фотографиями, аккаунты сообществ по фотопутешествиям в Instagram, например, сообщество Nikon Россия www.instagram.com/nikonrussia, где можно почерпнуть идеи для своих будущих поездок.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Места, которые вам приглянулись, стоит заносить в заметки, и в дальнейшем собирать по ним более подробную информацию: в какое время лучше туда поехать, как перемещаться, какие сложности могут возникнуть в пути и во время съемок, какую технику и снаряжение взять с собой.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/5
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 49 мм

Мои знакомые и друзья часто организуют фототуры по регионам России, и иногда я присоединяюсь к этим поездкам, а также я сам подробно прорабатываю интересные мне маршруты и собираю группы.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/50
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Чтобы узнать, в какое время года лучше всего посетить то или иное месте, очень помогают фотографии туристов в Instagram. По хештегу локаций можно понять, когда приблизительно наступает период цветения. Кроме того, можно просто написать людям, которые находятся там находятся, чтобы уточнить детали. 

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/6
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 160 мм

 

Сбор интересных локаций — достаточно кропотливая работа, что-то отсеивается на этапе подготовки, к каким-то путешествиям я возвращаюсь вновь и вновь, таким образом формируя свой личный ТОП мест в России. Все свои поездки я планирую заранее, но, безусловно, каждый раз в них присутствует элемент везения.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/8
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Читайте статьи, смотрите фотографии, вдохновляйтесь, изучайте локации, выбирайте те, которые интересны вам, и тогда вы обязательно запечатлеете великолепные пейзажи!

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/60
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 14 мм