Съемки виндсерфинга

Фотограф экстремальных видов спорта и амбассадор Nikon Кирилл Умрихин знает о виндсерфинге все. Он не только снимает его, но и сам нередко встает на парусную доску. Испытав на себе всю сложность этого водного вида спорта, Кирилл поделился опытом виндсерфинга и рассказал, как сделать по-настоящему крутые кадры. Читаем.

С виндсерфингом в свое время меня познакомила моя супруга Ольга Раскина, и с тех пор я не могу решить, что же мне больше нравится: кататься или фотографировать атлетов? 

Этот вид спорта выглядит настолько круто, что хочется снимать и снимать, ведь то, что делают виндсерферы на воде, невозможно повторить — каждый кадр получается уникальным. Я не понаслышке знаю, насколько сложен в выполнении каждый отдельный элемент, и мне вдвойне интересно следить за спортсменами.


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/3200
ISO: 320
Фокусное расстояние: 140 мм

Можно сказать, что виндсерфинг — это математика среди других водных видов спорта. Здесь важно все: прогноз погоды, волны, ветер. От их направления и силы зависит то, поедет ли спортсмен, будут ли у него красивые трюки. В этом спорте много деталей, которые надо соблюдать, иначе ничего не получится. Есть свои нюансы и во время съемок. Сейчас я использую Nikon Z 6 как основную камеру. Объективовы, которые всегда со мной: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR  и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Чтобы «заморозить» движение воды, я выставляю очень короткую выдержку — 1/1000 и меньше. Задний план эффектно размывается на максимально открытой диафрагме. Для того, чтобы сделать кадр с проводкой, например, во время гонок, я выставляю выдержку на 1/10, 1/30 или 1/50. Значения ISO всегда небольшие, потому что съемки чаще проходят в солнечные дни. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/10
ISO: 50
Фокусное расстояние: 200 мм


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1600
ISO: 160
Фокусное расстояние: 550 мм

Виндсерфинг зародился в 60-х годах 20 века. Сначала райдеры опирались спиной на парус, сзади дул ветер, и парусная доска катилась по волнам. Такой способ был не очень надежен и не очень удобен, потому что при сильном порыве ветра человек мог легко оказаться в воде. Но задумка была интересной, она нашла отклик у публики, и со временем этот вид спорта трансформировался в то, что мы видим сейчас: человек стоит на доске, держит обод вокруг паруса — гик — руками, и управляет парусом так, чтобы с помощью ветра двигаться вперед. Чуть позже был придуман шарнир для вращения мачты во все стороны — специальное устройство, без которого виндсерфинг не смог бы существовать в своем настоящем виде. В 80-е годы катание на доске с парусом стало настолько популярным, что его включили в программу Олимпийских игр. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/2500
ISO: 320
Фокусное расстояние: 170 мм

Одно из самых подходящих мест для обучения виндсерфингу, по моему мнению, находится в Дахабе, в Египте. На станцию «Пять квадратов» мы с супругой приезжаем не первый год: Оля организует здесь лагерь для желающих научиться катанию. Некогда это была «мекка» для виндсерферов со всего мира, потому что тут практически идеальные условия для обучения: постоянно дует хороший ветер, комфортная температура воды, есть лагуна без волн, и есть волны для продвинутых учеников. 


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/2000
ISO: 64
Фокусное расстояние: 35 мм

Чтобы понимать, что предстоит снимать, стоит познакомиться с оборудованием для виндсерфинга подробнее. Комплект состоит из двух основных частей: из доски и паруса. Доски бывают разные. Ученики выбирают попроще и поустойчивее, опытные ориентируются на то, чем в конкретный момент они собираются заниматься: свободным катанием, трюками или гонками. Самое важное —  это размер доски, ее внутренний объем. Чем размер больше, тем она устойчивее. Когда ученик переходит на новый уровень, начинает понимать, как правильно поворачивать, уверенно держится на воде, он может переходить к фрирайдовым доскам, затем — к доскам для волн и гонок. У каждой доски есть центральный плавник, а у некоторых их целых три. От размера плавника зависит, будет ли доска держаться прямо, будет ли она хорошо разгоняться, и предназначена ли она для прыжков и катания на больших волнах. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 400
Фокусное расстояние: 112 мм

Что же касается паруса, то он также может иметь разные размеры. Они указываются в квадратных метрах. Маленькие паруса, к примеру, 3–4 квадратных метра, а большие — 7–9 квадратных метров. На парус надевается гик, крепление, за которое во время движения держится руками спортсмен. Внутри паруса расположена мачта, сейчас ее делают из карбона, поэтому конструкция достаточно прочная. Мачта крепится на удлинитель, к которому прикрепляется шарнир, который затем вставляется в доску. Такая вот сборная конструкция. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 400
Фокусное расстояние: 200 мм

Вместо небольших плавников на доску иногда крепят фойл, специальное подводное крыло. С ним парусная доска как бы парит над водой, создается постоянное ощущение полета. Человек с помощью ног контролирует движения доски, возвышающейся над водой на полметра. Благодаря минимальному сопротивлению такой конструкции и подъемной силе подводного крыла скорость движения значительно выше. Технология подводных крыльев была известна еще в Советском Союзе, подобные конструкции устанавливались с конца 1950-х годов на пассажирских судах типа «Ракета», «Метеор», «Комета». Фойлы для виндсерфинга также отличаются по уровню сложности и стилю катания.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/2500
ISO: 400
Фокусное расстояние: 420 мм

Все парусные доски классифицируются по типам. Первый тип — олимпийский класс RS:X, большие специальные доски и большие паруса. С ними спорт даже больше похоже на яхтинг,  чем на виндсерфинг. Второй тип — это слалом, доски для гонок. Они облегченные и приспособлены для достижения максимальной скорости.  Третий тип — фристайл, доски для трюков. Фристайл в виндсерфинге — это невероятно сложное направление. Все зависит от ветра, с помощью которого райдер набирает скорость, от волнения на океане или море. Я катаюсь на доске с парусом уже около четырех лет, но пока не пробовал исполнять трюки. И последний, четвертый тип — это доски для вейва, то есть для катания по волнам. Они отличаются маленьким размером  и приспособлены для выполнения прыжков с волны. На всех этих типах досок проходят соревнования на Чемпионатах мира, Professional windsurfers association(PWA). 

Полный комплект виндсерфера стоит недешево. В среднем, он может обойтись в 6–8 тысяч евро, что делает этот вид спорта крайне дорогим и из-за этого не таким популярным, как другие досочные виды спорта, к примеру, серфинг или сноубординг. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D 
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/2500
ISO: 640
Фокусное расстояние: 16 мм

Теперь поговорим о том, как и откуда лучше фотографировать виндсерферов. Съемку можно вести с трех точек. Первая по сложности и, пожалуй, самая опасная из всех — это съемка из воды. Для того, чтобы сделать кадр, нужно уметь хорошо плавать, а еще четко понимать, что происходит вокруг: где находятся райдеры, откуда идет волна, как она будет рушиться, в какую сторону будут двигаться парусные доски. Все это нужно учитывать, чтобы не оказаться в эпицентре событий, чтобы никто в вас не врезался, или вы случайно не угодили под острые плавники доски. Это действительно очень опасно. Для подобных съемок фотографы всегда используют защитный шлем, гидрокостюм, чтобы не замерзнуть, и подводный бокс для своей техники. Во время съемок из воды можно сделать наиболее эффектные кадры. 

Ъ
Камера: Nikon D800
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D 
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/2500
ISO: 640
Фокусное расстояние: 16 мм

Вторая по сложности точка съемки — с лодки. Брызги летят в лицо, лодку раскачивает на волнах, всегда есть опасность перевернуться. Здесь очень многое зависит от мастерства капитана, в том числе и ваш задуманный кадр. Крайне важно обсудить с капитаном заранее, что и как вы хотите снять. Для съемок с лодки я беру с собой объективы AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, но нужно учитывать, что работать с последним непросто, так как съемка ведется с рук. Под эти задачи также идеально подойдет объектив AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5–5.6G ED VR. На лодке я советую защищать технику чехлами и использовать хорошие рюкзаки с влагозащитой. Когда камера не нужна, ее можно просто убрать в рюкзак, чтобы на нее не попадала соленая вода, которая не щадит технику. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR 
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 400
Фокусное расстояние: 200 мм

Последняя точка съемки — с пляжа. Пожалуй, это самое комфортное место из всех. Можно поставить камеру на штатив и не держать ее все время в руках. Советую брать с собой только надежные штативы. Я, например, использую Manfrotto. На берегу всегда дует сильный ветер, и нет ничего печальнее, чем наблюдать, как камера и объектив падают вместе со штативом. Для съемки с берега лучше всего подходит длиннофокусная оптика. Чтобы получить красивую картинку, я беру AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и экстендер к нему. По моему мнению, у этого объектива просто нет аналогов . Для меня AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR — лучший объектив для спортивной фотографии, который был создан компанией Nikon.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/4D IF-ED
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/800
ISO: 200
Фокусное расстояние: 300 мм

Когда сам занимаешься виндсерфингом в невероятно красивых местах, да еще и совмещаешь это с любимым делом, фотографией, эмоции просто зашкаливают. Это фантастически круто! Ощущения от катания на доске с парусом невозможно передать словами. Только представьте, что у вас в руках маленькая яхта, на которой вы можете ехать туда, куда захотите: кататься, отдыхать, делать разные трюки. А фотографировать спортсменов, наблюдать за их мастерством, лично для меня, это чистый кайф.