Серфинг на волнах-гигантах Назаре

Про небольшой городишко Назаре на берегу Атлантического океана я слышал давно и как action-фотограф мечтал там оказаться. Поклонникам экстремальных видов спорта это место в первую очередь известно как точка на карте, куда приходит одна из самых больших волн Европы и, наверное, всего мира, на которых когда-либо катались на серфе. В 2011 году здесь был поставлен мировой рекорд: американец Гарретт МакНамара проехал в Назаре по волне высотой 23,8 метра, это примерно семиэтажный дом. Вот и мне улыбнулась удача, фотографическая – я отправился в Португалию вслед за штормовым прогнозом.

Этот ракурс сделал маяк в Назаре знаменитым на весь мир. Когда серферы испытывают себя на прочность гигантскими волнами, фото с этой точки разлетаются по всему миру.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

На волну серфера разгоняет гидроцикл (джетски). Очень важно, чтобы пилот хорошо понимал, можно сказать даже чувствовал, какая именно волна сработает. Также успех предприятия зависит от того, насколько опытный человек наблюдает с маяка за океаном и передает пилоту информацию по рации.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO 400
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR c экстендером 1.4

Спасение серфера после падения с волны не менее драматично, чем сам проезд.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/4000, ISO 400
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR c экстендером 1.4

Катание по таким волнам больше похоже на спуск с горы, в то время когда сзади облизывает пятки смертельная лавина. Обычно серфера разгоняют на такую махину с помощью джетски, но в 2016 году здесь провели соревнования и атлеты выгребали на такие махины руками, что вообще кажется фантастикой. 

Итак, я давно следил за этим местом. В начале года мне написал знакомый Андрей Карр, который переквалифицировался из бейсджампера в серфера и горел мечтой оседлать большие волны вместе с другим серфером, Андреем «Дельфином» Овчинниковым. Вместе они переехали в Португалию, купили джет и стали тренироваться, попутно завоевывая популярность среди местных серферов, фотографов и даже мэрии города за свои, в некотором роде, безумные проезды по волнам, а также за прыжки с парашютом со скалы, которая находится аккурат над этим спотом.

Сложно представить эмоции пилота, когда ты удираешь на джетски от огромной волны.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/800, ISO 50
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Я краем глаза следил за достижениями ребят и прогнозом в этих местах. Знаете, это как чистить зубы по утрам: за завтраком быстренько открыть метеосводки и посмотреть, что происходит в Назаре. Пару прогнозов я пропустил из-за других планов, но этот начал маячить на интернетовском горизонте задолго, дней за десять. Чтобы вы понимали, верить в прогноз за такой срок нужно очень осторожно – вероятность того, что он сбудется, всего 10-15%. Но так он и «светился» день ото дня, шел и шел к берегам Европы, набирая мощь в Атлантическом океане. 


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Кадр с прогнозом волн на 2 февраля. Темно-серое пятно — это эпицентр урагана, который двигается к европейскому берегу. По прогнозу волны достигали там 46 футов (это 20 метров, но не с лицевой стороны, а сзади, то есть на деле метров 30). Мировой рекорд МакНамары был установлен на прогнозе 22-25 футов.  

А это прогноз по ветру. Видно, что к берегу 2 числа подходит ветер 8-9 баллов по шкале Бофорта. Помните картину «Девятый вал» Айвазовского? Вот это как раз про цифру 9. Скорость ветра достигает 75-88 км/ч. Посмотрите, в океане был настоящий ураган — 12 баллов!

Решение ехать было принято буквально за день, когда по фейсбуку я понял, что в Назаре выдвигается весь свет мирового бигвейв серфинга. Людей, которые готовы рискнуть своей жизнью на волнах, даже среди профессионалов не так много. Любая ошибка или падение могут привести к трагическим последствиям. Тем не менее, есть бесстрашные герои, которые пытаются соприкоснуться с океаном в тот момент, когда лучше держаться от него подальше, а ещё лучше, вообще уехать подальше от побережья. 

Волны в Назаре рушатся прямо в скалы, и любая ошибка может быть фатальной. Чтобы вернуться на берег максимально невредимым, очень важно сначала выбрать «правильную» волну. 


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1000, ISO 50
Фокусное расстояние — 75 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Назаре в этом плане идеально для наблюдения за большими волнами. В правой части песчаного пляжа высится большая скала, уходящая мысом в океан. На краю мыса стоит маяк. Аккурат в этом месте к берегу подходит глубоководный разлом. Глубина там достаточно большая, и гонимая штормом со стороны океана масса воды резко упирается в подводную плиту около берега. Как раз из-за этого она резко поднимается из глубины и образует гигантские волны, которые рушатся прямо в скалы. Для катания это крайне опасно, а зритель может встать наверху в безопасности и наблюдать это чудо природы, равнодушное к человеческой отваге. 

Джет с пилотом спасают упавшего серфера из под обрушения волны. Самого серфера даже не видно, он держится сзади за спасательный плот джета и полностью скрыт пеной.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO 50
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

В Португалию я прилетел за пару дней до прогноза, 30 января. Из-за того, что сам шторм ожидался с ураганным ветром, был шанс, что волны, пригодные для катания, появятся чуть раньше. Так оно и вышло: 31 января у подножья скал вставали большие волны, и на воде было несколько джетски с серферами. Скажу сразу, что это не был день, когда можно увидеть рекорд, но и этого хватило, чтобы понять, насколько это опасно, и насколько это красиво, зрелищно и, в конце концов, страшно. Волны рушились со звуком пушечного выстрела и потом взрывались брызгами о скалы. 

Волны в Назаре встают словно горы в океане и всегда нужно быть готовым. Вот волны нет-нет, и тут вдруг посреди «равнины» встает огромный пик. На общем плане, снятом на 24-70, это хорошо видно.

Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1250, ISO 50
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Я взял с собой в поездку новенькую камеру Nikon D5. Влагозащищенность, помноженная на скорострельность и быстрый фокус, сделали её незаменимой в съемке штормовых волн, когда часто идет дождь, но ты не в праве упустить важный момент обрушения волны. К камере у меня было три объектива: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR с экстендером 1.4. Это лучший комплект для подобной работы, когда ты не можешь близко подойти к точке съемки, но тебе нужны и крупные, и общие планы с катанием.

Вокруг использования экстендеров и их влияния на качество картинки на длинном конце фокуса всегда много споров. По мне – байки все это. Когда нужно снять что-то далеко, и кроме экстендера других вариантов «дотянуться» нет, не нужно бояться снимать с ним. За пару лет, что я использую различные версии новых экстендеров Nikon, я вообще не замечал проблем с ними. 

В этот раз я летел только с ручной кладью, так что штатив взять не удалось. Снимал все с рук, и стабилизатор на 400 мм отлично справлялся. Соленые брызги так высоко не долетали, и пока не происходило экшена, камеру я прятал под куртку. У 400 мм и у нового 70-200 мм очень хорошие бленды, которые надежно защищают стекла от капель дождя, поэтому даже протирать не пришлось.

На 24-70 мм я делал кадры с проводкой и кадры, когда волна размыта. Для затемнения использовал поляризационный фильтр.


Диафрагма — f/14
Выдержка — 1/15, ISO 50
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/18
Выдержка — 1, ISO 50
Фокусное расстояние — 55 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1250, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

В съемке серфинга и волн, тем более таких, как эти, важна реакция. Идеальный кадр может возникнуть в любой момент, и нужно всегда быть наготове. Не важно, идет ли дождь, дует ли ураганный ветер или жарит солнце и летят морские брызги — это постоянно сопутствует работе у океана. Одновременно хочется показать и выражение лица серфера, удирающего от тысяч тонн воды, и весь масштаб проезда. Сделать кадр на выдержке 1/2000 и более, чтобы зафиксировать все капли брызг или рискнуть снять с проводкой на 1/30-1/60. С ракурсами такая же история: самый интересный, на мой взгляд, находится прямо наверху горы над маяком, оттуда можно увидеть интереснейшую перспективу на маяк и людей, а за ними огромную волну-монстра с серфером. Но такой кадр можно сделать только в очень хороший день. Я же решил уйти вниз к океану и снимать в лоб с уровня волны. Иногда идущая первой волна перекрывает ту, по которой едет серфер, но все равно этот ракурс выглядит очень интересно, тем более под вечер, когда волны немного увеличились, а на заднем плане появилась алая полоса заката под черными облаками прямо по горизонту. 

Но самое важное в съемке серфинга — это терпение. Мы провели на маяке весь день. Волны то появлялись, то уходили. Нужно было ждать хороших условий, и в конце концов нам повезло!

Андрей Карр — один из немногих русских, кто осмелился прокатиться по знаменитой волне. Через мгновение он упадет и чудом спасется из под скал.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/2000, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
 

Все что осталось от доски Андрея Карра после того, как он упал с волны, а доска попала в скалы.


Диафрагма — f/3.2
Выдержка — 1/60, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Волны всегда разные, и особенно интересно ловить фактуру воды во время обрушения. Это как отпечатки пальцев — одинаковых волн не бывает.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

На следующий день океан немного притих перед бурей, а 2 февраля начал приходить сильный ветер, который сделал волны непригодными для катания. Из-за этого и из-за семейных обстоятельств я решил лететь домой, пропустив сам ураган. Власти перекрыли доступ к маяку, начали рыть траншеи на пляже от наводнения. Моя главная цель была увидеть большие волны Назаре и катание по ним. С океаном работа всегда происходит так: тебе может повезти или не повезти, но вопрос состоит только в том, что ты сам называешь везением. 

Я с радостью делюсь с вами своими фотографиями и эмоциями. Спасибо Связной.Трэвел и Андрею Карру за помощь в организации этой поездки и съемки. Многие меня в инстаграме спрашивали: а как узнать про такой прогноз? Советую следить за командой XXL, они постоянно держат в курсе, где когда и что будет.

В этот день на волнах каталась и одна девушка, француженка Жюстин Дюпонт:


Диафрагма — f/3.2
Выдержка — 1/320, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Вероятно, самая большая волна этого дня:


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO 400
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Разбитый джетски на пляже — результат ошибки пилота в больших волнах:


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/400, ISO 800
Фокусное расстояние — 100 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/2500, ISO 200
Фокусное расстояние — 40 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Вокруг памятника с головой оленя много историй. У Андрея Карра есть своя легенда: «Почти тысячу лет назад местный князь преследовал на коне оленя. Он наверняка бы догнал животное, если бы вдруг олень не совершил прыжок с этого самого обрыва и не исчез в тумане. В память об этом событии, в подлинности которого местные жители не сомневаются, на обрыве сооружена часовня – Эрмида-да-Мемория. А серферы считают, что отважный и смелый олень вернулся в XXI веке в лице МакНамары, и к чемпионату мира по бигвейв серфингу поставили рядом с часовней свой памятник. Тело скульптуры – бесстрашный серфер, а голова – реинкарнация того животного, что сигануло от охотника с обрыва. Также по некоторым версиям, которые создательница впрочем отрицает, олень представляет самого дьявола, что серферам тоже сгодится, ведь дьявол олицетворяет неподчинение человека стихии, чем мы тут и заняты. Ну и для меня лично это Минотавр, а перед ним его гигантский, двигающийся лабиринт, в котором я пилотирую каждый день».


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/800, ISO 50
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма — f/16
Выдержка — 1/8, ISO 50
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED