Северный Кавказ: к вершинам гор на вертолете

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал...» — амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, руководствуясь строкой из песни Владимира Высоцкого, отправился на Северный Кавказ покорять заснеженные вершины. Но в этот раз его ждала не долгая пешая прогулка среди скал, а увлекательное путешествие на вертолете. За два дня Кирилл успел облететь практически весь Главный Кавказский хребет и сделать потрясающие фотографии самых красивых мест Северного Кавказа. О том, как это было — читайте в материале.

Северный Кавказ — одно из моих любимейших мест. Это совершенно особенный край, покоряющий не только своим уникальным природным разнообразием, но и обладающий потрясающей энергетикой. Не имеет значения, откуда я отправляюсь в горы, из Минеральных вод, из Сочи или из Грузии, красивые места для съемок здесь повсюду. Впервые я попал сюда еще школьником, приехав на Чегет с отцом, позже у меня было несколько масштабных проектов на Кавказе, и каждый раз горы поражали меня своими видами. Во время одной из поездок я познакомился с представителями компании «HeliAction». Это единственная частная вертолетная компания в этом регионе, имеющая в своем штате пилотов самого высокого класса со специальными свидетельствами, разрешающими полеты высоко в горах, вплоть до посадки на вершину Эльбруса. С того самого дня я ждал момента, когда смогу вернуться, чтобы с высоты птичьего полета запечатлеть красоты горных хребтов и плато. В этом году, наконец, все сложилось. Буквально за один день я взял билет до Пятигорска, а дальше — в Нальчик, и уже оттуда по горной дороге добрался до альплагеря «Безенги».

Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 14 мм

Я приехал в лагерь «Безенги» около трех часов ночи, сразу лег спать, а на рассвете не мог поверить своим глазам: припорошенные первым снегом, передо мной стояли осенние деревья, лес плавно перетекал в скалы, а те в свою очередь — в нависающие ледники. Фантастически красивая картина!

Выдержка: 1/1000
Фокусное расстояние: 25 мм

Сразу после завтрака мы вылетели в приют «Джанги-Кош». Облетев вокруг ледника, сели около хижины, на высоте около 4000 метров. Высота сразу дала о себе знать. Вертолет заглушил двигатель, наступила полная тишина... Невероятные ощущения. Безенгийская стена — один из самых больших массивов Главного Кавказского хребта. Из восьми высочайших горных вершин-пятитысячников, которые есть на Кавказе, там находится шесть.  Под стеной располагается одноименный ледник, один из самых крупный в России и самых длинных в Европе. И именно оттуда открывается потрясающий вид: как на ладони лежит неприступная двухкилометровая стена. Пеший подъем к приюту «Джанги-Кош» занимает один день, а восхождение выше и траверс стены — один из самых сложных и суровых маршрутов на Кавказе. Но чтобы запечатлеть стену и ледник с самых лучших ракурсов, стоит подняться в воздух.

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/3200
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм

На следующий день нам удалось пролететь вдоль Главного Кавказского хребта до самого Эльбруса. По нему проходит граница между Россией и Грузией. Подлетая к середине маршрута, я увидел красавицу — гору Ушбу. Ее высота 4700 метров, и хотя она далеко не самая высокая среди пиков Кавказских гор, в красоте ей нет равных. Не зря ее называют королевой Кавказа. Гора имеет две вершины, соединенные перемычкой. Со сванского языка ее название переводится как «шабаш ведьм», и надо сказать, она полностью оправдывает свое название. Восхождение на Ушбу — один из самых сложных и опасных маршрутов в мире. На переднем плане виден массив горы Чатын (4386 метров), а немного правее располагается пик Щуровского (4259 метров). Просто посмотрите на эти неприступные скалы, они выглядят как огромные пирамиды. Живописные ледники обрамляют ее подножие и стекают в ущелья.

Выдержка: 1/1000
Фокусное расстояние:  30 мм

Мы приземлились на высоте около 4000 метров рядом с величественным Эльбрусом. Это самая высокая горная вершина России и Европы, ее высота составляет 5642 метра. Именно отсюда для меня началось открытие «больших гор», когда в 10-м классе я отправился сюда кататься на сноуборде вместе с отцом. Был март, конец зимы. Мы преодолели долгую дорогу на автомобиле из Москвы. Я хорошо помню эти невероятные заснеженные вершины, ледники, сгоревший остов гостиницы «Приют одиннадцати», крутые склоны Чегета, эйфорию от недостатка кислорода в воздухе. «Горняжку», горную болезнь, я тоже запомнил на всю жизнь. С тех пор я не раз возвращался в эту «мекку» горнолыжного спорта нашей страны.  И тем приятнее было запечатлеть Приэльбрусье из вертолета: знакомый силуэт «Семерки» — ледника на горе Донгузорун (3769 метров), Чегетской поляны и Азау, северных склонов Чегета, погубивших своими лавинами много опытных фрирайдеров. Приэльбрусье — жемчужина России, и до сих пор это дикий регион, который может как встретить самыми теплыми объятиями Кавказа, так и принять «в штыки». Почему-то я всегда чувствую себя здесь как дома, будто все тут родное и знакомое.

Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/800
ISO: 200
Фокусное расстояние: 110 мм

Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/2500
Фокусное расстояние: 200 мм

Все, кто любит приезжать на Эльбрус, помнят, что прилетев в аэропорт Минеральных Вод, нужно сесть на такси и ехать около трех часов до гостиницы в Баксанском ущелье. Но вот немногие знают, какие красоты находятся по пути к Эльбрусу.  В некоторые места можно добраться на машине, но каньон реки Малка, куда мы отправились после осмотра ледников — место, доступное только с вертолета и только при условии, что пилоты имеют высшую квалификацию. Это одна из трех крупных рек, берущая начало из ледников Эльбруса. Ее протяженность более двухсот километров. Облетев гору вокруг, мы вернулись на базу в Пятигорске прямо по каньону реки.

Выдержка: 1/640

Диафрагма: f/5.6
ISO: 500
Фокусное расстояние: 14 мм

Виды, которые открылись нам, когда мы влетели в каньон сложно описать словами. Можно было только молча смотреть и любоваться этой невероятной красотой природы, которую мне повезло запечатлеть, и которой теперь я могу поделиться со своими читателями. Я, как завороженный, смотрел на пейзаж вокруг и не мог вымолвить ни слова. Это был один из тех случаев, когда говоришь сам себе: «Это так красиво, что я просто не понимаю, как это вообще снимать».

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/4000
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 14 мм

Стоит сказать, что если бы не возможность полностью открыть дверь вертолета во время съемки, с разрешения пилотов, естественно, возможно, эту красоту и не удалось бы запечатлеть. Кроме того, во время полета я часто просил пилота развернуть борт, чтобы взять наиболее выигрышный ракурс.

Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/400
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм

В поездку с собой я взял Nikon Z 6 как основную камеру. Наверное, в такие моменты можно пожалеть, что у тебя не Nikon Z 7, потому что хочется получить максимальное разрешение. Зато в Nikon Z 6 есть скорость. Ракурсы меняются очень быстро, нужно постоянно выхватывать детали, снимать много, выбирать потом, поэтому Nikon Z 6 — это оптимальный вариант при заданных условиях.

Диафрагма: f/10
ISO: 1000
Фокусное расстояние:  14 мм

Из объективов я взял с собой NIKKOR Z 14-30mm f/4 S с поляризационным фильтром Manfrotto. С помощью этой широкоугольной линзы я смог передать максимум того, что видел сам. Кроме того, я делал вертикальные панорамные кадры прямо во время полета и затем склеивал их. Поляризационный фильтр придал насыщенный оттенок небу и позволил немного прикрыть экспозицию, потому что был яркий солнечный день. С погодой нам сказочно повезло.

Выдержка: 1/1600
ISO: 200
Фокусное расстояние: 102 мм

Что же самое сложное в вертолетной съемке? Пожалуй то, что у тебя нет переднего плана на фотографии. Когда ты смотришь на горы, понимаешь, что они невероятно красивы, но на снимках глазу не за что будет ухватиться, поэтому я старался захватить лес, отдельные деревья и таким образом, в сравнении с ними, показать величину гор. Иногда даже брал в кадр вертолет, насколько он мог туда поместиться при съемке с фокусным расстоянием 14 мм.

При съемке с вертолета мне очень пригодилась вторая камера. Я брал с собой Nikon D5 и объектив AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. Если мне нужно было снять крупным планом ледник, расщелину или что-то вдалеке, я использовал Nikon D5. Но 90 процентов фотографий сделаны все-таки на любимую Nikon Z 6. Обе камеры были пристегнуты и висели у меня на шее. Как вы понимаете, потерять камеру через открытую дверь, когда вертолет летит несколько сотен километров в час очень просто. Нужно быть крайне аккуратным и не терять голову от видов.

Диафрагма: f/8
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм

Наши полеты длились в среднем около двух часов, плюс посадки. За это время мы проделали длинный путь, облетели почти весь Главный Кавказский хребет, побывали в таких местах, куда невозможно добраться пешком, посмотрели на невероятную природу Северного Кавказа. Нам повезло с погодой и временем года: в горах все деревья уже были в золотой листве. Могу сказать, что теперь этот край открылся для меня с совершенно иной стороны, и я получил бесценный опыт. Это было одно из самых красивых приключений в моей работе. Я очень благодарен компании «HeliAction» за такую возможность, а Nikon — за то, что помог передать часть этой красоты вам. Поверьте, я старался.