Шаг на пути к мечте. Максим Мармур.

Выставка «Эхо мечты» с участием амбассадора Nikon Максима Мармура стала победителем IX Ежегодной Национальной премии «Событие года», в категории «Социальный проект года». Фотограф рассказал о том, как создаются такие проекты, поделился с нами историей реализации и своими впечатлениями.

Максим, примите наши поздравления с победой в конкурсе! Расскажите подробнее о проекте #ЭхоМечты, как сформировалась идея?

Тема, которую мы затронули в данном проекте, кажется мне особенно важной – жизнь людей во время Великой Отечественной войны. Мы попытались раскрыть, о чем мечтали наши дорогие ветераны в то нелегкое время, и как война нарушила их планы. Во время съемок я побывал в гостях у всех 19 и всегда был встречен с невероятной добротой и благодарностью.

Ветераны живут достаточно скромной жизнью. Это люди с невероятной силой, они прошли через такие испытания, которые нам сегодня сложно представить. Мы отвыкли радоваться простым вещам, мечтать об искренних и бескорыстных целях и нам стоит этому поучиться, благо пока есть у кого!

Как был организован процесс съемки? Ведь в ней участвовало около 40 человек в разных городах.

В феврале 2020 Объединенная Металлургическая Компания пригласила меня принять участие в удивительном проекте, объединяющем в себе прошлое и настоящее, посвященное мечтам, которым так и не суждено было сбыться. Название выбрано очень точное: #ЭхоМечты.

Планировалось запечатлеть ветеранов, которые в годы войны трудились на предприятиях Металлургической Компании, а изобразить их мечты помогли молодые сотрудники, работающие сегодня.

Прежде всего нам нужно было понять географию и количество фотографий. Интерьерами для съемок героев послужили дома и квартиры, в которых сегодня живут ветераны. В дальнейшем портреты обработали и смонтировали для получения фотографии в жанре «фотоповесть».

Сколько по времени заняла реализация проекта?

Это интересный вопрос, так как в наши планы неожиданно ворвался COVID. Мои коллеги Игорь и Наталья Голодные отправились заранее в феврале, чтобы найти ветеранов, записать истории и понять, какая техника нам пригодиться и как составить график работы. Вернувшись с поездки, мы встретились, накидали идеи, посмотрели фото ветеранов, обсудили, как, когда и кого снимать. Распланировали старт выставки к 9-му в день 70-летия Победы, но случилась пандемия, поэтому планы пришлось отложить, дабы не подвергать риску здоровье ветеранов.

И вот после знаменательного парада на Красной площади и голосований по Конституции в августе мы вернулись к съемкам. За 6 дней мы посетили три города: Чусовой, Благовещенск, Выкса. Так как мы готовились заранее, молодые сотрудники уже нас ждали.

Расскажите подробнее о съемках, о ветеранах, какие реквизиты использовали, технику?

К такому проекту и с такими «моделями» нужно подходить очень серьезно. Мы арендовали костюмы на Мосфильме, то есть все вещи в кадрах – вещи той эпохи. В каждом из городов 2 съемочных дня. Первый день – у ветеранов дома, второй день – в импровизированной студии, где был свет и гримеры. Там мы доснимали героев в юности, молодых сотрудников компании. Нужно было подобрать свет, чтобы гармонично вписаться в композицию кадра с ветераном. Со мной было два D850, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Это мой неизменный комплект, но иногда может добавляться и другая техника.

Ветераны очень активно приняли участие, но было сложно, здоровье уже не позволяет. Приходилось работать быстро 45 минут – максимум час. Мы много импровизировали. Например, один из ветеранов мечтал стать авиатором: мы нашли в Благовещенске холм, купили планер в Fix Price и отыскали пионерский галстук.

Вроде ты успеваешь отойти от встречи к встрече после 6 часов съемочного дня, вроде тебя отпускает от одной истории, но, когда подходишь к другому человеку снова погружаешься. К тому же я сам часто посещал такие мероприятия и знаю, о чем они говорят. Особенно мне запомнился ветеран, который на войне был снайпером. Сейчас он живет один, сам себя полностью обслуживает, а ему уже 96 лет! У него невероятно ясные глаза, и в свои года он гоняет на специальном трехколесном велосипеде, подаренном сыном.

Как проходили выставки и как проект получил такую широкую огласку?

После съемки мы вернулись в Москву и около месяца в Барселоне обрабатывались фотографии. Профессиональные актеры с музыкой специально для этого проекта наговорили текст, чтобы можно было послушать истории всем желающим. Позже постепенно открыли выставки. Сначала на самых посещаемых улицах Чусового (Пермский край), Выксы (Нижегородская область), Благовещенска (республика Башкортостан). Позже фотографии были выставлены в Москве весь ноябрь в Климентовском переулке, затем с 1 по 20 декабря 2020 года на Тверском бульваре. Электронная версия спектакля размещена на сайте музея Победы.

Ветераны живут несладко, они очень рады гостям, нам они накрывали стол, им было невероятно приятно, что о них заговорили. Этим проектом хотелось призвать всех почаще вспоминать ветеранов и героев не только по праздникам!

Ну и на последок, хотелось бы узнать ваше мнение о роли фотографии и фотографа в воплощении социально важных проектах.

Роль фотографа и фотографии в нашей стране, к сожалению, очень маленькая, если не сказать нулевая. У нас наконец-то стали говорить о фотографах благодаря Юрию Дудю и Дмитрию Маркову. Я надеюсь, что остались фотографы, которые продолжат это начинание. Я очень горжусь Сергеем Строителевым, который выиграл Pictures of the Year за социальный проект «Мне больше не страшно?». И это дико круто, что русские фотографы поднимают эти проекты и выигрывают невероятно важные конкурсы. Я надеюсь, что роль фотографа и фотографии растет и будет расти в будущем.