Снимаем обряд венчания

Мне как свадебному фотографу часто поступают заказы на съёмку венчаний, которые стали особенно популярны в последнее время. Скажу сразу, я очень люблю съёмку в храмах. Храмы во все времена проектировали и строили с учётом естественного освещения. И хотя количество света в храмах иногда оставляет желать лучшего, то качество его почти всегда меня очень вдохновляет. Окна на разных уровнях и по периметру храмов дают прекрасный естественный объёмный свет. Вливающийся в окна уличный свет, тёплый свет горящих церковных свеч, а также растворённый в воздухе дым от них и кадила священника, подчёркивающий тональную перспективу, - всё это создаёт магическую, таинственную и очень притягательную атмосферу в храмах любой религии.


Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 1/160, ISO 2500
Фокусное расстояние – 32 мм
Камера – Nikon D750
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

А если окна есть на куполе, то в определённое время там можно с радостью наблюдать удивительные столбы света. Солнце попадает внутрь храма в любое время дня, и наблюдение за этим движением света доставляет немало удовольствия! В солнечный день в любой час световая картина полна магии и волшебства. Если же день облачный, пасмурный, световых столбов получить не удастся, но всё равно освещение будет очень интересное, так как в таких условиях начинает работать свет от внутренних светильников или люстр, который, освещая слегка задымленную атмосферу храма, создаёт совершенно кинематографический эффект.


Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/100, ISO 2000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Поскольку я работаю по большей части в Москве, то, естественно, чаще всего снимаю в православных храмах. Большая высота их сводов даёт возможность снимать эффектно с верхней и нижней точек. Ничто не помешает вам снимать с от уровня пола, с нижней точки, но попасть на верхний ярус, если он конечно есть, бывает иногда непросто. Здесь в помощь вам коммуникабельность и умение вызвать доверие священнослужителей. И если вы за пару дней до венчания подъедете к храму и сделаете несколько красивых снимков снаружи и внутри, а перед венчанием подарите отпечатанные фотографии священникам, то проблем с разрешением у вас не будет, а значит ваша фотосессия обогатится замечательным видом сверху.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Священнослужители обычно благожелательно относятся к фотографам, если перед венчанием подойти и вежливо попросить благословения на съёмку. Уважительное отношение к внутрицерковным порядкам и советам священника о местах, где можно находиться и где нежелательно - залог успешной работы.

Например, категорически запрещается пересекать пространство между новобрачными и священником. Если говорить о дресс-коде, нельзя забывать, что в храм запрещается ходить в шортах и коротких юбках. Девушкам-фотографам нужно обязательно иметь платок или косынку, так как женщины в храме должны находиться с покрытой головой. Надо также иметь ввиду, что процесс венчания долгий и отлучаться будет нельзя, поэтому лучше заранее хорошо перекусить и сходить в туалет.


Диафрагма – f/1.6
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G


Диафрагма – f/2.2
Выдержка – 1/250, ISO 1000
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D750
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Если говорить о технике, то, во-первых, надо забыть о вспышке. Она в храме - безусловное зло. Мало того, что мешает правильному восприятию таинства венчания, но и уничтожает ту самую замечательную игру света. Делать это намеренно, на мой взгляд, является самым настоящим фотографическим грехом. И когда я иногда вижу фотографов в храме с бесконечно вспыхиваемыми и клацающими камерами, возмущению моему нет предела. Современные камеры дают прекрасное качество на высокой чувствительности и вкупе со светосильными объективами позволяют снимать почти в темноте, решая проблемы съёмки в очень сложных световых условиях.

А если говорить об уровне шума, то в храме я предпочитаю снимать камерой Nikon D750 с очень тихим затвором, а также совершенно бесшумной беззеркальной камерой Nikon 1 j5. Вторая камера обязательна, так как времени на смену объектива в кульминационный момент просто не будет. Да и резервная камера, в любом случае, должна быть, чтобы застраховаться от непредвиденных ситуаций.

Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/250, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G


Диафрагма – f/2
Выдержка – 1/200, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Востребованных объективов для венчания у меня несколько: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED – он незаменим для съёмок внутренних пространств, даёт величественную, объёмную картину. AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G – эти объективы хороши для съёмок общих планов групп людей или новобрачных в полный рост. AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G – для крупных и поясных портретов.

Я несколько раз снимал венчания в Покровском Старообрядческом кафедральном соборе, что в Рогожском переулке. Правила у старообрядцев гораздо строже, поэтому мне приходилось проявлять недюжинное спокойствие, отбиваясь от старушек, которые даже несмотря на разрешение священника, всё равно пытались запретить мне снимать в их храме. Но свет там был настолько восхитителен, что я просто не обращал на них внимания.


Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 1/500, ISO 2500
Фокусное расстояние – 40 мм
Камера – Nikon D750
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 1/500, ISO 2500
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D750
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Приходилось снимать и в храмах Армянской Апостольской церкви. Сам процесс венчания там очень торжественен и сокровенен.


Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/160, ISO 3200
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G


Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/250, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G


Диафрагма – f/1.4
Выдержка – 1/125, ISO 4000
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G


Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/250, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Однажды, снимая венчание в маленькой часовне у МКАД, где буквально яблоку было негде упасть и даже поднять камеру не было возможности, мне пришлось лечь на пол у ног священника и снимать снизу, чтобы снять всё происходящее в великолепном свете, проникающем в часовню из окна в верхней части стены. Здесь очень помог объектив AF-S NIKKOR 14-24 f2.8/G ED. Надо отдать должное священнику: он даже глазом не повёл в мою сторону.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/80, ISO 400
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Бывают интересными многие детали во время венчания, на которые стоит обратить внимание: руки, держащие горящие свечи, испитие церковного вина из красивых чаш, детали облачения священника, святая книга, на которую падает интересный свет. Тут важно безостановочно наблюдать и фиксировать всё визуально интересное. Затем, при просмотре фотосессии, эти фотографии будут служить своеобразными перебивками, что улучшит общее впечатление от съёмки.


Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/250, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G


Диафрагма – f/1.8
Выдержка – 1/250, ISO 1600
Фокусное расстояние – 85 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Я очень люблю наблюдать за поведением гостей, которые в храме, отбросив уличную суету, становятся самими собой, умиротворённо наблюдая за происходящим или погружаются в себя.


Диафрагма – f/1.6
Выдержка – 1/160, ISO 2000
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

И конечно, очень важна финальная часть венчания с поздравлениями и торжественным выходом пары из храма, где фотографу нужно обладать репортёрскими навыками, чтобы не упустить ни одного важного момента.

Перед выходом предупредите молодожёнов об эмоциях, которые желательно видеть в этой ситуации. После волнительной и утомительной процедуры венчания их эмоциональное состояние требует встряски, и здесь всё зависит от умения фотографа найти подбадривающие слова.

Также важно подготовить всех присутствующих, обычно родителей и родственников. Вывести их к выходу и красиво расположить на ступеньках входа в храм. Затем занять выигрышную точку съёмки и знаком пригласить новобрачных к выходу. Результат порадует и вас, и заказчиков.


Диафрагма – f/2.2
Выдержка – 1/250, ISO 2000
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G


Диафрагма – f/3.5
Выдержка – 1/250, ISO 1250
Фокусное расстояние – 48 мм
Камера – Nikon D750
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 1/125, ISO 2000
Фокусное расстояние – 15 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED