Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важно знать и учитывать. Однако наступает момент, когда все городские локации уже отсняты по несколько раз и появляется огромное желание двигаться дальше. Не стоит бояться студийной съемки, с хорошей подготовкой вы сможете получить отличный результат и пополнить портфолио достойными кадрами. Если вы отправляетесь на съемку в студии впервые, то лучше организовать все самостоятельно, позвать модель или подругу, так вы сможете со всем познакомиться, расслабиться и подготовиться к съемке с будущими клиентами. 

Специально для вас мы узнали советы по студийной съемке у Ольги Гладковой, мастера портретной фотографии!

Когда я была начинающим фотографом, то сталкивалась со множеством непредвиденных ситуаций. С течением времени опыт позволил мне учитывать много факторов и гарантированно получать хорошие кадры.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/160
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Конечно, можно просто прийти в студию и начать снимать. Однако результат будет лучше, если подготовиться заранее!

Как найти идеи для фотосессий

Очень много идей я черпаю из окружающего мира, из разных площадок. В первую очередь это Pinterest. Когда ты анализируешь, собираешь большой блок разных картинок и возвращаешься к ним через какое-то время, то потом из этого огромного вороха можно придумать что-то свое. Где-то понравились цветовые сочетания, какой-то элемент или платье, — в итоге ты делаешь съемку в другое время года, возможно, в каких-то похожих цветах, но с совершенно иной историей.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/3.5
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 35 мм

Еще помогают журналы мод типа Vogue, Marie Claire. Я могу просто пролистать их в магазине, даже не всегда покупаю. Часто смотрю там рекламные блоки, могу даже сфотографировать какие-то картинки.

Если я планирую съемку для клиента, то он тоже может озвучить пожелания или прислать примеры. Я смотрю в первую очередь, какой это стиль: лаконичный, хай-тек, лофтовый, либо какой-то винтажный, ренессанс, барокко, королевский. Понимаю, что интересно заказчику и какие цвета присутствуют. Дальше, исходя из этого, подбираю студию.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Как выбрать студию

Поскольку я снимаю с естественным светом, есть несколько основных факторов, которые позволяют четко построить кадр. Особенно это важно в темное время года, когда солнце не поднимается высоко, а большую часть дней очень пасмурно.

Тогда я стараюсь выбирать студии, находящиеся на верхних этажах зданий. На первом этаже, особенно в центре крупного города, где плотная застройка, даже днем будет темновато. Так что в зимние месяцы я рекомендую проводить съемки в студиях, расположенных далеко от центра.

  • Камера: Nikon Z 6II
  • Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.2 S
  • Диафрагма: f/2.2
  • Выдержка: 1/200
  • ISO: 800
  • Фокусное расстояние: 50 мм

Как фотографу мне важно, чтобы в зимнее время в студии были панорамные окна в пол. Так я могу получить мягкий, рассеянный световой поток. Если это темное время года, то нужно приходить примерно с 11:00 до 15:00, когда в помещении будет больше всего дневного света. В теплое время года наоборот, я стараюсь приходить ближе к золотым часам: утром или ближе к закату. В такой студии летним днем свет будет очень жестким.

Я всегда выясняю у администратора студии, как именно солнце падает в окна, как двигается в течение дня, чтобы представить, как я буду работать. Там, где теневая сторона, я снимаю мягкие винтажные портреты. А там, где падают солнечные лучи, есть возможность сделать графичные портреты с жестким светом.

  • Камера: Nikon Z 6II
  • Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.2 S
  • Диафрагма: f/5
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 50 мм

Использование света

Я крайне редко использую отражатель. Почти все мои работы сняты со светом от окна. Если говорить про рисующий свет, то здесь крайне важно правильно поставить модель относительно окна. И первое, что должен сделать фотограф, — это найти градиент (это не научное название). В нем получаются очень мягкие тени на лице, и в тоже время очень красивый контраст перепада между светом и тенью.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 160
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Предположим, что солнце находится сзади, а в помещении падает свет от окна под углом в 45° и начинает рассеиваться. Можно посмотреть на пол и увидеть этот градиент. Он очень сильно зависит от времени года, количества падающего света, цвета стен в студии. На фотографиях тоже будет видно, как меняется теневой рисунок.

Мы не можем двигать источник света (окно), так что нам надо двигать модель относительно окна. Если мы поставим ее слишком близко к окну, света будет много, но и контраста на лице тоже. Там, где слишком далеко, — освещения недостаточно и контраст низкий. Важно найти такое расположение, где и контраст мягкий, и света достаточно. Это и есть градиент. Ставим модель сначала в метре-полутора от окна, делаем пару снимков, потом в двух-трех метрах, снова снимаем пару кадров и смотрим, что получится.

Если окно находится сбоку, а модель смотрит на вас, то это будет самый контрастный свет, наиболее рельефный. Хорошо подходит детям, но не лучший выбор для женских портретов. Он не только прорисует красивые светотени, но и подчеркивает все несовершенства кожи, что в дальнейшем требует много ретуши.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/2.2
  • Выдержка: 1/320
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Я часто использую прямой свет. Он падает под углом 45 градусов, и с ним получаются красивые фотографии. Но у подобной световой схемы есть нюанс: если модель стоит в полутора метрах от окна и смотрит на свет, то фотографу для съемки может не хватить места. Поэтому я ставлю моделей под углом к окну и сама встаю немного по касательной. Получается симбиоз между двумя схемами: контрастной боковой и заливной прямой, что дает больше пространства фотографу и позволяет лучше прорисовать светотени.

Из дополнительных источников, особенно зимой, в качестве контрового света я люблю использовать фотофонарь, ставлю его сзади модели, чтобы лучи красиво проявлялись в волосах.

Техника для съемок в студии

Долгое время я снимала на камеру Nikon D5. Возможно, так совпало, что она появилась в моей жизни в тот момент, когда накопилось много знаний, и она «выстрелила». Я ее использовала в связке с AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, который до сих пор считаю лучшим портретным объективом. У него потрясающий рисунок и великолепная резкость. С ним можно снять художественный, парадный портрет. Но, если говорить про студии, у этого объектива есть один минус: это длиннофокусное стекло, и с прямой схемой освещения для AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G нужно много пространства для съемок.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/320
  • ISO: 800
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Не всегда людям нужны парадные портреты. Иногда им хочется больше жизни, энергии, движения. Если я работаю в маленьком помещении, то я использую AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G, на который могу снять жизнь, лайф, драйв с небольшим количеством света. А портреты в небольшом пространстве я снимаю на NIKKOR Z 50mm f/1.2 S. Если же заказчики просят сделать парадный портерт, и в помещении достаточно места, то я беру AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G и снимаю на него. Эти три объектива закрывают все мои потребности.

Моя вторая камера — беззеркальная Nikon Z 6II. Она тоже стала для меня определенным этапом развития, так как позволила мне уйти в более динамичные съемки, лайф-стайл, стрит — туда, где больше драйва и динамики. Теперь я могу позволить себе больше необычных ракурсов, больше работы с эмоциями и движением. Это уже не только выверенные портреты с точной композицией, с которых я начинала.

Одно время я ездила с двумя камерами, но со временем я стала часто использовать только Nikon Z 6II. Эта камера позволяет снимать портреты с объективом AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G через переходник, но в то же время на нее легко снимать динамику на AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G и на NIKKOR Z 50mm f/1.2 S.

  • Камера: Nikon Z 6II
  • Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.2 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/400
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 50 мм

Как выстраивать кадр

Для меня всегда первичен свет, то есть сначала я нахожу градиент, дальше определяю, где буду сажать моделей, потом начинаю выстраивать композицию. Ошибка молодых фотографов в том, что они не работают с пространством, а полагаются на готовый вариант, который уже есть в зале.

Я не боюсь делать перестановки, например, разгребаю пространство у стены, оставляю какие-то крупные пятна (диван, кресло, стол, зеркало). Понимаю, что в этом кресле у меня будет сидеть модель, и мысленно строю линию, которая идет от меня к модели, «пронзает» ее и ведет дальше к фону за ее спиной. Я называю ее линией резкости.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/800
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Когда я понимаю, где находятся границы кадра, то вдоль линии резкости начинаю расставлять элементы декора. Если модель сидит за столом, то по столу могу рассыпать какие-то предметы. Объектив будет размывать их по-разному, в зависимости от того, насколько они удалены в кадре от глаз модели.

Обычно у меня есть минут десять, пока она надевает платье. В этот момент я всегда делаю примерочные кадры. Когда модель садиться ко мне, я смотрю, чтобы все элементы композиции красиво обрамляли модель, не отвлекали, а, наоборот, вели взгляд зрителя к центру композиции.

Любые элементы декора на снимке становятся пятнами и линиями, все они должны работать на центр фотографии, — на человека. Важно, чтобы взгляд гулял по снимку и всегда возвращался к герою.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/2.2
  • Выдержка: 1/400
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Эмоциональный контакт с клиентом

Если говорить про коммерческую фотографию, учитывая, как много сейчас фотографов на рынке, для людей очень важным становится личный контакт. Я провожу встречу накануне или созваниваюсь, чтобы познакомиться с заказчиком до съемки.

Честно скажу, я начала это делать не так давно. Раньше мы знакомились с клиентом только в студии. При этом у человека могут быть разные страхи и проекции, плюс всегда какое-то время занимает поиск личного контакта. Все это крадет съемочное время. Поэтому я начала созваниваться заранее, чтобы клиент мог пообщаться со мной, как с живым человеком, а не с каким-то инстаграмным персонажем, чьи фотографии ему очень нравятся.

В студии контакт с героями помогает устанавливать открытое общение, много улыбок, смеха, шуток, попыток узнать, что нравится человеку, поговорить о нем, найти точки соприкосновения.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 85 мм

У семейных, детских фотографов основной костяк клиентов — это женская аудитория. Для многих моих заказчиков крайне важно чувствовать себя с фотографом свободно, как с подругой, чтобы не испытывать стеснения, к примеру, за поведение детей.

Я заметила, что если я получаю удовольствие от процесса съемки, от общения с моделью, она тоже это чувствует и сама начинает раскрывается. Все это отражается и на результате.

С детьми я иногда играю в клоуна, рассказываю сказки, всегда веду разговор на равных и никогда не давлю. Час на съемку с ребенком нужен не для того, чтобы нажать на спусковой затвор. В первую очередь он необходим, чтобы найти контакт, расслабить ребенка, и в какой-то момент получить прекрасные кадры.

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/2.5
  • Выдержка: 1/200
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Есть очень много чудесных фотографов, которые хорошо снимают, но стоят на месте и выгорают крайне быстро. Помните, что всегда, помимо исходящего потока, должен быть еще и входящий поток в виде отзывов, благодарностей, денег. Главное не останавливаться и продолжать действовать!