Спецэффекты из чего угодно

Профессионал портретной и fashion фотографии, амбассадор Nikon Олег Зотов рассказывает о простых и доступных творческих приемах, с помощью которых даже начинающий фотограф может сделать свою съемку интереснее.

Инструментарий фотографа – не только камера

Фотографу на каждой съемке хочется получать новую интересную картинку. Первый путь - покупать новую аппаратуру: камеры, объективы, свет и с их помощью решать эту задачу. Да, в новом аппарате больше пикселей, лучше качество картинки - но при одном и том же подходе к процессу ничего принципиально нового не получишь, и даже новые локации - у моря, в горах, городах - быстро наскучат. Простая перемена мест изменит лишь фон, но не суть кадров.

Куда больше дадут различные идеи и приемы, с помощью которых снимки можно сделать по-настоящему интересными. И как только ты это осознаешь, ты становишься похож на фокусника с целой сумкой сюрпризов. Чем больше у тебя инструментов - тем больше возможностей. Но применять их нужно в дозированном объеме. На этот счет у меня есть забавная история: как-то раз я повесил в Инстаграм снимок вратаря Малафеева, и кто-то в комментариях написал, что в ней нет ничего сверхъестественного, «всего один стрип, диафрагма 11 - и что, это все?». Но кто сказал, что красивое должно быть обязательно мудреным? К чему все эти архисложные приемы ради приемов - чтобы только показать всем, как круто фотограф умеет?

Золотая середина и лаконичность - вот, что работает во все времена. Но и интересными приемами и техниками необходимо пользоваться: это творчество, без которого невозможно развиваться, расти как фотографу. Все эти приемы можно поделить на две большие категории. В первую входит все, что связано со светом. Ведь для фотографа все, что светит или отражает, представляет интерес. В эту категорию можно включить всевозможные лампы, фонарики, спецэффекты вроде муки, пыли, воды. Вторая категория - это вещи, о которых, как ни странно, современные фотографы частенько забывают, хотя раньше они были очень популярны: светофильтры. С них и начнем.

Светофильтры и маски

Светофильтры - не только специальные стекла, но вообще все, что можно нацепить на объектив. Например, это могут быть веточки или ниточки, а раньше в качестве такого фильтра использовали… женские чулки. Например, черные колготки позволяют получить красивое размытое изображение. Представим ситуацию: нам надо снять женщину в возрасте, у которой на лице морщинки, но мы совершенно не хотим их подчеркивать. Просто натягиваем на объектив этот чёрный носок - и он даёт красивый блёр, эффектное размытие. Если мы снимаем в высоком ключе, где все такое светлое, засвеченное - почему бы не надеть белый носок? Чтобы он уводил всю картинку в совсем такой эфемерный белый цвет.

Идем дальше. Нам доступны всевозможные маски - это то, что можно поставить между источником света и объектом съемки. Что тут можно придумать? Мы ограничены лишь нашей фантазией. Можно взять глянцевую фольгу и светить через неё - получается очень красивый эффект воды - как будто солнце светит на волны и эти рефлексы отражаются на объектах в кадре.


Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/160, ISO 400
Фокусное расстояние – 62 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Тем, кто был на моих мастер-классах, уже видел очень простое приспособление - большой лист черного пенокартона, в котором я прорезал множество отверстий самых разных форм. Как раз такая штука на языке фотографов и называется «маска». Её можно сделать самому за несколько минут из чего угодно - ткани, картона, фанеры, бумаги. Форма отверстий тоже может быть любая: полоски, кружочки, да хоть квадраты. Мой вариант очень похож на листву - так солнце светит через кроны деревьев.

Маской может быть даже реечное днище кровати, я пробовал. Как это использовать? Можно через маску светить вспышкой на модель - тогда на нее будет проецироваться рисунок маски. Можно направить через маску фоновый свет - тогда однообразный фон станет интереснее.

Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/160, ISO 100
Фокусное расстояние – 60 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Теперь про самые основные фильтры. Например, поляризационный фильтр совершенно необходим, когда нужно «проявить» небо, сделать его ярким и чистым, убрать дымку в воздухе, такую, какая бывает летом над Москвой, а ещё когда нужно избавиться от бликов и отражений на глянцевых поверхностях. Существует правило: полярик убирает марево в воздухе, если солнце расположено под углом 90 градусов к объекту съемки.

Без фильтра:

С фильтром:

Еще один совершенно необходимый фильтр, про который почему-то фотографы часто забывают - серый. А ведь он позволяет многократно увеличивать выдержку! В моей недавней поездке в Грецию я снимал камушки в набегающих волнах. В таких случаях, когда нам необходимо показать движение и «смазать» воду, мы выбираем длинную выдержку - однако яркое дневное солнце мешает нам в этом. Решить проблему помогают серые фильтры - они отсекают часть света.


Если мечтаете поснимать пустую Москву - поставьте камеру на штатив и сделайте выдержку минут в пять, тогда все статичные объекты в кадре останутся, а люди и машины исчезнут. И конечно, делать это нужно с таким серым фильтром - иначе никаких пяти минут не выйдет. Этим часто пользуются при съемке архитектуры.

Простым эффективным фильтром станет простая стекляшка, измазанная вазелином или жирным кремом - она дает интересный эффект софт фокуса.

Цветные фильтры - их ещё называют творческими - тоже полезная штука. Например, вы снимаете модель на улице со вспышкой, выставляете баланс белого модели в ноль, и надеваете фильтр. Синий сделает окружающее пространство холодным, жёлтый - тёплым, при этом сама модель останется естественного цвета.

Вообще, тенденции, как вы знаете, цикличны - и фотография не исключение. Сейчас модно снимать, освещая модель лампами с цветными светофильтрами. На самом деле, я это уже делал в 90-х годах, у меня даже слайды сохранились. Тогда я и мои коллеги по цеху днем с огнем гонялись за такими фильтрами и в их отсутствие вовсю экспериментировали. И вот этот прием снова вернулся в строй. Забавно, потому что мне не так уж много лет, а тенденции начинают повторяться, причем некоторые на моей памяти входят в моду уже по третьему разу. Выходит, я уже могу предсказывать, что будет в тренде в дальнейшем.

Свет

Один из простейших приемов я показываю на мастер-классах - это световая кисть. Она доступна абсолютно каждому фотографу, ведь по сути это обычный фонарик. Световая кисть - очень красивый приём, который можно использовать бесконечно и каждый раз получать разный результат.


Диафрагма – f/16
Выдержка – 47”, ISO 100
Фокусное расстояние – 105 мм|
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G

Интересные эффекты можно добывать действительно из чего угодно, ведь «проявить» свет в кадре можно множеством способов. Например, подбрасывая мелкодисперсные вещества. Так, на моем мастер-классе и на одном из уроков онлайн школы мы подбрасывали муку - получались совершенно фантастические кадры.


Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/160, ISO 400
Фокусное расстояние – 92 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

А главное, этот «эффект» доступен фотографу с любым бюджетом в любом магазине рядом с домом. Подбрасывать можно что угодно: листья, блестки, сейчас очень модными стали краски индийского праздника Холи, я даже как-то использовал обычную пыль при съемке на природе. Также эффектно выглядит в кадре дым - через него очень красиво проходят лучи света. На уроках я показывал пример съемки образа рок-звезды с использованием дым-машины. А ведь так же можно использовать, например, электронную сигарету или дымовую шашку. Только в последнем случае обязательно соблюдайте технику безопасности.


И даже длинная выдержка - это тоже своеобразный прием. Он доступен каждому и в некоторых ситуациях очень эффективен - вспомните например, знаменитое фото с Усэйном Болтом с олимпиады в Рио, снятое на выдержке 1/40, где он вырывается вперед от соперников!

Чтобы оценить эффективность приема, как только ты снял что-то, есть смысл это проанализировать. Зачастую в удачный творческий эффект можно обратить то, что многие сочтут неподходящими условиями съемки. Например, среди фотографов, особенно начинающих, гуляет заблуждение, что нельзя снимать против света. Например, в Греции я снимал кайтсерферов в контровом свете. Можно, конечно, было послать кого-то стоять со вспышкой по шею в море или переживать на тему того, что мне не хватает фокусного расстояния, чтобы снять спортсменов крупно. Но еще можно выбрать выдержку покороче, такую, чтобы она превращала брызги в стекло - скажем, 1/3000. Фигуры кайтеров будут совсем черные, а контровой солнечный свет отлично обрисовывает силуэты - и это очень красиво. Таким образом, недостаток превращается в эффектный творческий прием. Пользуйтесь этим.


Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/4000, ISO 100
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Современные камеры позволяют делать совершенно невероятные вещи. Я снимаю на Nikon D810 и не обрабатываю снимки в компьютерных программах. Камера позволяет заранее выставлять нужные параметры съемки и настройки яркости, контраста, насыщенности - таким образом, нет необходимости дорабатывать фотографии на компьютере, я сразу на месте получаю JPEG потрясающего качества.

Приемы-моветоны

Есть и такие. Очень устаешь от всех этих вариаций на тему мокрых волос, когда модель мотает ими в кадре. Или «инстаграмное» выпячивание губ уточкой. Понятное дело, что совсем избежать кадров в стиле «солнце на ладошке» или «подпирание Пизанской башни» не удастся - но и уподобляться этому массовому сумасшествию не стоит.

Работа с моделью

Когда вы работаете с моделью - тем более не очень опытной - главное ничего не усложнять. Успокойте человека, чтобы он просто посмотрел в объектив. За примерами далеко ходить не нужно. Есть известный фотограф Питер Линдберг, практически все его фотографии построены на идее того, что глаза - зеркало души. У его моделей на снимках нет сложных поз, только прямой спокойный взгляд, иногда - направленный чуть в сторону. Поверьте, портрет c такими позами под силу снять любому фотографу.

Как бы ты ни задумывал съемку, пока ты не придешь на место, не увидишь модель - нельзя ничего спланировать заранее на сто процентов. На месте начинается нормальный алгоритм работы фотографа: смотрим, как падает свет, откуда он идет, есть ли у нас окна, двери, жалюзи. Дальше исследуем фон - например, очень часто съемка моделей в одежде для каталогов хорошо выглядит на фоне старых стен. Если ты работаешь со своим светом - изучи, как его можно поставить в доступном пространстве. Увидел интересную геометрию - считай, тебе повезло, потому что на зрителя всегда действует ритм, и только фотограф управляет композицией собственного кадра. Дальше решаем, будем мы снимать лицо модели, поясной портрет или в полный рост.

В момент съемки надо обращать внимание на все. Надо всегда помнить, что как бы ты ни снял - ты сможешь снять лучше. Даже я всегда держу это в уме: да, я во многом продвинулся дальше других, но это не имеет большого значения. Я могу сделать лучше.