Спортивная фотосъемка: как сделать кадр, который войдет в историю. Часть 1

Спортивная съемка — один из наиболее сложных видов съемки, требующий предельной концентрации и внимания фотографа. Она считается высшим пилотажем в фотоискусстве. Все потому, что в  одном кадре должны быть сосредоточены сила, движение, эмоция — вся история состязания. Амбассадор Nikon Роберт Максимов, мэтр спортивной фотосъемки, ответил на самые популярные вопросы о своей работе.

— Чем спортивная фотосъемка отличается от остальных видов съемки?

— Я, как и многие мои коллеги, убежден, что спортивная съемка была и будет одной из самых сложных, но при этом самых интересных. Существует огромное разнообразие видов спорта, и в каждом из них есть своя красота движения: воля к победе, динамика, выносливость, проявление силы. Только олимпийских видов спорта — более 40, в легкой атлетике — свои 47 подвидов, и в плавании свое разделение, в гимнастике, в фигурном катании… А какие там царят эмоции! Например, слезы победы, или наоборот, слезы поражения.


Диафрагма - f/4
Выдержка - 1/1250, ISO - 4000
Фокусное расстояние - 240 мм
Камера - NIKON D5
Объектив -  AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Бывают также и другие самые невероятные проявления этих эмоций. Здесь каждую секунду можно сделать превосходный кадр. Но есть одно очень важное условие: в большом спорте не бывает дублей! Есть момент события, квинтэссенция всего действия на спортивном поле, и фотограф должен успеть запечатлеть ее в одном кадре. Не успел, опоздал, отвернулся — все, твой поезд ушел, можно собираться и идти домой. Вот в этом основное отличие спортивной съемки от студийной, пейзажной и всех остальных жанров.


Диафрагма - f/5.6
Выдержка - 1/1600, ISO - 3200
Фокусное расстояние - 370 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

— С какими трудностями сталкивается спортивный фотограф?

— Во-первых, иногда спортивному фотографу приходится работать целыми днями. Например, во время Олимпийских игр — в 6 утра ты уже на ногах, везде нужно успеть: и в пресс-центр, и на шаттл, и на арену. Затем — быстрая смена локации и новая съемка. И так — с утра и до позднего вечера. А вечером нужно отобрать материал, отправить его в редакцию, освободить флеш-карты и быть готовым на следующий день все начать сначала. И такой темп держится в среднем на протяжении 10-20 дней. Это достаточно тяжелый труд.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 1250
Фокусное расстояние — 23 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Во-вторых, спортивный фотограф не зависит от условий работы: дождь, ветер, мороз или жара — съемка должна состояться, и фотографии должны получиться. Здесь не может быть оправданий, что была плохая погода, плохой свет и так далее. Если фотограф приехал на место съемки, он должен выполнить то, что ему поручено. Он должен снять в любых условиях и сделать это хорошо. К примеру, если идет ливень, ты сидишь, накрывшись чехлом, и ведешь непрерывную съемку, потому что если ты ушел — ты опоздал.



Диафрагма - f/9
Выдержка - 1/400, ISO - 800
Фокусное расстояние - 112 мм
Камера - Nikon D4S
Объектив - AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

В-третьих, профессиональный спортивный фотограф должен научиться краем глаза видеть и подмечать самые разные детали: кто сидит на трибуне, где находится тренер, где сидят родственники будущего победителя. Потому что все эмоции после победы будут обращены в сторону или тренера, или любимого человека, или команды. Фотограф должен готовиться заранее и знать, кто где находится, чтобы успеть вовремя поймать эти самые важные моменты в свой объектив.


Диафрагма - F/2.8
Выдержка - 1/1250, ISO - 2500
Фокусное расстояние - 160 мм
Камера - Nikon D4
Объектив - AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

И в-четвертых, для спортивного фотографа важно твердо понимать, зачем он пришел на съемку, за каким кадром. Профессионал уже заранее должен знать, что он будет снимать. Особенности этого вида спорта и конкретный момент в нем. К примеру, если на льду выступает Алина Загитова, нужно обратить внимание на то, как она двигается, куда направлен взгляд, движения ее рук и тела во время прыжка или какого-то вращения, какие у фигуристки самые выигрышные позы. Это необходимо знать, чтобы подготовиться и снять именно эти удачные эпизоды ее выступления.


Диафрагма - f/5.6
Выдержка - 1/1250, ISO - 2500
Фокусное расстояние - 390 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

— Получается, спортивный фотограф не делает множество различных кадров, а сосредотачивается на чем-то одном?

— В целом, главное правило в съемке спорта — нельзя строчить безостановочно. К примеру, если камера позволяет делать 12 кадров в секунду, то большинство профессионалов снимут все необходимое двумя-тремя кадрами. Этого вполне достаточно, чтобы поймать нужный момент. Потому что в любом движении, по сути, есть только один-два красивых момента. Все остальное — это «мусор», который приходится потом отбраковывать, тратить на это свое время. Первое правило любого профессионального фотографа — стараться всегда снимать «в ноль». Что значит «в ноль»? Когда выставляется абсолютно правильная экспозиция и, по возможности, выбирается максимально правильная компоновка, потому что у фотографа потом попросту не будет времени на правку. Я снял чемпиона и тут же должен отправить его фото на ленту, здесь ведь тоже присутствует соревновательный момент: какое агентство выложит быстрее.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1000, ISO - 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Но иногда, когда происходит «экшн», например, во время борьбы совершается неожиданный прием, или происходит внезапное падение и т.д.— тогда нужно снимать чаще и потом делать отбор. Или интересный игровой момент — тоже приходится снимать чуть больше, чтобы ничего не упустить. Но, как правило, один хорошо задуманный снимок профессионал делает одним-двумя кадрами. И это должен быть самый красивый и самый технически совершенный снимок, который только возможен в этом случае.


Диафрагма - f/4.5
Выдержка - 1/1000, ISO - 3200
Фокусное расстояние - 360 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

— Какой вид спорта, по вашему мнению, самый интересный с точки зрения спортивного фотографа?

— Безусловно,  для меня это съемка легкой атлетики и теннис. Существует 47 видов легкой атлетики, и они все абсолютно разные. Прыжки, метания, спринт, барьерный бег — это огромное поле деятельности для фотографа. Например, прыжок с шестом и прыжок в длину, в песок: в первом случае можно снять изящный изгиб шеста, переход планки, а во втором — фейерверк песка в контровом свете. Здесь много динамики, много красивых атлетов.


Диафрагма - f/5.6
Выдержка - 1/1000, ISO 2000
Фокусное расстояние - 70 мм
Камера - Nikon D4
Объектив - AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Кроме того, нельзя забывать, что во многих соревнованиях принимают участие спортсмены  —звезды первой величины. Эти люди вошли в историю, а вы их запечатлели, и ваши лучшие снимки также войдут в историю. Эти снимки всегда будут востребованы. Однажды, много лет назад, снимая на тренировке ведущего теннисиста страны Андрея Чеснокова, я увидел маленькую симпатичную девочку, которая тренировалась у знаменитого детского тренера Ларисы Преображенской. Я немного поснимал и ее с братом. Через несколько лет эта маленькая девочка превратилась в одну из самых знаменитых теннисисток мира Анну Курникову.

— Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим фотографам, о том, как продвинуться в спортивной съемке.

— Прежде всего, я могу посоветовать много снимать, чтобы сформировался навык видеть будущий кадр, привычка съемки определенных моментов, отточенная реакция. Ни в коем случае нельзя отвлекаться, даже если конкретный вид спорта — не самый любимый у фотографа. Нужно искать красоту во всем, иначе поистине красивых кадров у вас не получится. Безусловно, спортивный фотограф должен с душой подходить к своей профессии, сделать ее не рутинной обязанностью, а своим страстным увлечением.


Диафрагма - f/4
Выдержка - 1/1250, ISO - 2000
Фокусное расстояние - 220 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Во вторую очередь, спортивный фотограф обязан изучать те виды спорта, которые он собирается снимать, чтобы можно было легко и с закрытыми глазами представить себе: где, кого и в какой момент стоит запечатлеть.


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1250, ISO 2500
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Также необходимо вырабатывать реакцию и никогда не бросаться снимать с порога — сначала присмотреться к спортсмену, выделить его индивидуальность, понять,  в какой момент кадр может получиться самым удачным, и уж только тогда приступать к работе.


Диафрагма - f/4
Выдержка - 1/1600,  ISO - 4000
Фокусное расстояние - 400 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Не нужно забывать также про портфолио. Мой совет начинающим спортивным фотографам: как можно чаще ходить на съемки любых соревнований. Потому что только там вы сможете отточить свое профессиональное мастерство. А когда вы соберете качественное портфолио, можно уже предлагать свои профессиональные услуги.


Диафрагма - f/5.6
Выдержка - 1/1250, ISO 1250
Фокусное расстояние - 23 мм
Камера - Nikon D5
Объектив - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

И в завершении, один совет для тех, кого отправили снимать новый для себя вид спорта, и нет времени на подготовку: зайдите на официальный сайт соревнований и посмотрите, как снимают официальные фотографы мероприятия — с какого ракурса, какие кадры. Вы сможете сделать для себя важные выводы, приблизительно понять,  на чем стоит сделать акцент, сформируете ваше личное видение.

Продолжение в части 2.