Светлячки в лесах Японии

Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.

ИССА

Перевод хокку с японского
 Веры Марковой, 1973 год

Ежегодно во второй половине июня в Японии начинается особенный сезон. Это время, когда сотни людей покидают свои дома, чтобы отправиться за тысячи километров с одной целью — понаблюдать за удивительными и завораживающими танцами крохотных светлячков. Даниилу Коржонову посчастливилось побывать в Японии в один из таких периодов и сделать фантастические снимки в японских лесах. Даниил рассказывает о культуре созерцания Страны восходящего солнца и магии пейзажной фотографии.    

Идея запечатлеть светлячков родилась у меня довольно давно. Я очень нежно люблю Японию с ее культурой и традициями и часто туда приезжаю. Для людей с западным менталитетом — это загадочная и во многом непонятная страна, которую с каждым приездом хочется понимать и изучать все больше и больше. Япония для меня интересна не только своей культурой, но и сильными традициями. Они тут существуют буквально на каждый случай. Ежегодно принято любоваться цветением сакуры весной, и тысячи людей выходят в парки и скверы, чтобы насладиться этим прекрасным моментом. Точно такая же традиция — любоваться свечением светлячков. 

«Светлячковые» сезоны весьма короткие, длятся не более недели, а пик свечения приходится от силы на 2–3 дня. Начинаются они по всей стране в разное время. Почти невозможно предугадать заранее, в какой день светлячки будут особенно активны. Это очень сильно усложняет задачу фотографу. 



Всего в мире существует более 2000 видов светлячков. В Японии обитают одни из самых редких, так называемые синхронные светлячки или hime-botaru. Они обладают умением загораться одномоментно короткими вспышками света и, с моей точки зрения, являются наиболее интересными для съемки. Обитают эти жуки только в экологически чистых местах: на болотах, в хвойных и бамбуковых лесах, там, где нет производств, загрязняющих окружающую среду. Несмотря на то, что при слове Япония мы прежде всего представляем себе мегаполисы Токио и Киото, роботов и ультрасовременные гаджеты, буквально в двух часах езды от крупных городов находятся оберегаемые японцами уголки нетронутой природы. Для меня Япония — страна контрастов, потому что там высокотехнологичные города соседствуют с деревнями и поселками, где люди живут традиционным укладом. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌D850
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/2.8
ISO:‌ 10 000
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

В поисках светлячков я прилетел на самый юг этой страны, на остров Кюсю, в префектуре Фукуока. Он вулканического происхождения. Это аграрный регион, где люди в основном занимаются возделыванием риса. Там очень плохо развито транспортное сообщение, передвигаться можно исключительно на автомобиле. Но, надо сказать, россияне не могут взять в Японии машину в аренду. Поэтому я попросил своего друга, японца из Токио, поехать вместе со мной. 

Осталось найти место, где можно запечатлеть светлячков! Но вот это как раз и оказалось самой серьезной проблемой всего моего путешествия. Передо мной стояла задача не просто запечатлеть жуков в лесу, на фотографиях должен был присутствовать один из узнаваемых символов Японии — ворота Тории. Чтобы понять, в каком направлении стоит двигаться, нам с другом пришлось обзвонить почти всех местных фотографов с просьбой подсказать места, где ожидается пик свечения, и где вдобавок есть эти ворота. Кое-где сезон уже прошел, но нам удалось выбрать несколько локаций, и мы решили не откладывая туда отправиться! Скажу честно, без помощи местных фотографов сделать это было бы практически нереально. Светлячки  — неуловимые создания. 

Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌D850
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/2.8
ISO:‌ 6400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

Буквально в двух часах езды от города Фукуока, что на севере острова, есть красивый кедровый лес в горах. А посреди леса стоят ворота Тории. Там мне посчастливилось найти сочетание вековой культуры, традиций японцев и природного символа этой удивительной страны. Теперь, глядя на мои фотографии, люди смогут сказать: «Вот она, загадочная и неуловимая душа лесов Страны восходящего солнца». 

Осталось только решить несколько технических нюансов. Как выяснилось на месте, фотографов, желающих поснимать все это великолепие, очень много, а места в лесу — очень мало. С комфортом на лесной тропинке можно разместить всего 4–5 штативов, два из которых — мой и моего друга. И для того, чтобы успеть занять место, люди приходят сюда в 10 часов утра! К слову, светлячки начинают появляться с наступлением сумерек, около 9–10 часов вечера. Еще ни разу за всю мою карьеру мне не приходилось ждать начала съемки 12 часов подряд!

Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌  AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Диафрагма:‌ ‌f/1.8
ISO:‌ 2500
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 58 ‌‌мм‌

Я, конечно, сразу спросил, что же будет, если все-таки прийти ближе к 9 вечера? На что получил укоризненные взгляды своих друзей и ответ: «У нас никто так не делает. Это невежливо по отношению... к светлячкам!» Надо сказать, что для каждого японца культура превыше всего. Они считают чуть ли не личным оскорблением, если кто-то поступает не по правилам. Светлячки, в понимании японцев, — очень нежные создания, и их легко напугать шумом или светом, если прийти поздно. Тогда они и вовсе могут не появиться.

Прилетев из России всего на пару дней, я просто не мог позволить себе провести 12 часов в лесу без работы. В итоге мы нашли выход. Так как я нередко бываю в Японии, там у меня сложился определенный круг «фанатов». И они благородно согласились прийти на место заранее, чтобы поставить штативы и подождать меня. Таким образом они оказали мне огромную, неоценимую услугу и большую честь. В Японии, где очень короткие отпуска, и люди все время спешат, такой поступок считается высшим проявлением вежливости и почитания. Я постарался отплатить им и провел с ними достаточно времени, чтобы ответить на все их вопросы. В общем, все остались довольны. Что интересно, в Японии, если ты занял себе пространство, то ни один японец никогда не позволит себе пройти вперед, подвинуть или встать между рядами, и даже просто спросить об этом. Поэтому у меня были лучшие места.

Наступил вечер. Стемнело. Все фотографы заняли свои позиции, сидят в полной темноте и абсолютной тишине. Держат камеры наготове. Светящие элементы фотоаппаратов заранее обклеены плотной черной лентой, экраны потушены, люди переговариваются редко и только шепотом — ничего не должно отпугнуть предстоящее шоу светлячков. Весь лес замер в ожидании волшебства, которое рождается прямо на твоих глазах. У меня давно уже не было такого чувства: я как будто вернулся в детство, ощутил себя счастливым ребенком, который с предвкушением ждет подарки в новогоднюю ночь! 

Вдруг — лес преобразился! В глубине загорелся первый слабый огонек… за ним второй, третий — и вот уже все кусты, все деревья вокруг мерцают и светятся! Как по взмаху волшебной палочки — все вокруг оживает! Мы все в этот миг пребывали в полнейшем восторге, радовались, как маленькие дети! 

Сверкающая волна светлячков летит снизу вверх, как гирлянда растягивается по всему лесу. Для этой съемки я заранее приготовил Nikon D850 с AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, и Nikon Z 7 с AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G. Открыл на диафрагму на f/1.4 — f/1.6, сфокусировался на ворота Тории, и применил фокус-стекинг.  Технология схожа со съемкой звезд. Я установил длину выдержки на 30 секунд и фотографировал с большим значением ISO: от 3200 до 4000.  Почему я сразу не выставил выдержку, к примеру, на 1 час, чтобы разом запечатлеть всех светлячков? Для всей цифровой техники характерны «горячие» пиксели. Этот недостаток сильно заметен на темных фотоснимках, когда ставишь выдержку хотя бы на пять минут. Поэтому 30 секунд — оптимальное время, чтобы накопить в кадре достаточно света от светлячков и не допустить брака. Дальше все снимки я объединил в программе StarStaX, и получил фотографии — эквивалент полуторачасовой съемки, но уже без «горячих» пикселей. 

В течение трех часов мы, как завороженные, сидели и снимали эту невероятную красоту! И, честно говоря, было очень жаль заканчивать после 11 вечера, когда светлячки потихоньку начинали потухать, и волшебство подходило к концу. К сожалению, даже самая прекрасная фотография не в силах передать то состояние, которое владеет тобой все это время. Ты как будто погружаешься в гипноз, мысленно двигаешься вместе со светящимся потоком и медитируешь. Магия природы творит чудеса: из леса я вышел с легкой душой, обновленным, и стал смотреть на мир немного иначе.