Техника для съемок за полярным кругом

Качество техники для профессионального фотографа — это залог его уверенности в хороших снимках. Настоящие мастера своего дела часто снимают в условиях, далеких от идеала: в жару, в холод, в туман или в дождь. Амбассадор Nikon Сергей Горшков минувшим летом отправился в экспедицию к Северному полюсу. Погода там менялась с невероятной быстротой. Буквально в течение нескольких десятков минут небо вдруг могло покрыться тучами или с ледника опускался туман. Как не ошибиться с подбором комплекта техники для таких непростых съемок? В этом материале Сергей расскажет, как он подошел к выбору, на чем остановил свое внимание и почему.    

В экспедицию к Северному полюсу на ледоколе «50 лет Победы» я готовился заранее. До этого я уже плавал к Земле Франца-Иосифа на небольшом круизном судне, поэтому хорошо представлял себе специфику работы, которая мне предстоит. Учитывая то, что большую часть съемок пришлось вести в условиях ограниченного пространства — судна, лодки, вертолет, — в этот раз я остановил свой выбор на двух беззеркальных камерах: Nikon Z 6 и Nikon Z 7


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/4000
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 30 ‌‌мм‌

Там, где часто бывает пасмурно и темно, с тяжелой оптикой и зеркальными камерами без штатива работать очень сложно. Кадры, сделанные «с рук», могут получиться смазанными.  Но, например, в лодке или вертолете просто нет места, чтобы установить штатив. Да и на ледоколе, где кроме тебя много других путешественников, с тяжелой системой будет крайне неудобно. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S  
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ ‌400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌

Еще на этапе подготовки к экспедиции я подобрал для себя оптимальный комплект объективов: новый AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR, NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR.

AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR мне понравился тем, что он маленький, очень удобный, легкий. В условиях снежной Арктики он показал себя просто блестяще. И хотя он был разработан для зеркальных фотоаппаратов, на мой Nikon Z 6 через переходник он встал отлично, да и по качеству снимков я не заметил разницы. Этот комплект мне очень пригодился во время съемок из лодки с рук. Меньшее по сравнению с Nikon Z 7 количество пикселей в Nikon Z 6 позволяет без труда удерживать камеру на весу, не допуская при этом «шевеления» в кадре даже на длинном фокусном расстоянии.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ ‌400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Сейчас дистанцию для съемки диких животных в Арктике резко увеличили. Там, где была возможность, я старался использовать AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. Но, к примеру, чтобы сфотографировать полярных медведей, этого фокусного расстояния было не достаточно. Медведи обычно уходят далеко по льду, и подойти к ним ближе на лодке не представляется возможным. В таком случае я доставал Nikon Z 6 с AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR и снимал медведей издалека: у этого объектива очень хорошая стабилизация.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/7.1
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ ‌400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

В Арктике крайне редко бывает полный штиль, все время по воде идет какое-то колыхание, зыбь, волна. Поэтому при съемке из лодки компенсировать приходится руками. С AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR снимать с рук было очень комфортно, 99% кадров у меня получились в фокусе. Но самое главное, этот объектив легкий и небольшой — ты никому не мешаешь. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Для полетов на вертолете я использовал Nikon Z 7 с объективами NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. С ними камера работала просто превосходно. Получились прекрасные по качеству кадры. А главное, весь комплект техники не занял у меня много места — это крайне важно в условиях ограниченного пространства. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S 
Диафрагма:‌ ‌f/10
Выдержка:‌ ‌1/4000
ISO:‌ 640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌

Тем, кто не бывал в Арктике, сложно представить, что погода там меняется с молниеносной быстротой, буквально за 20 минут. Взлетаешь при хорошей видимости, а садишься в кромешном тумане. Или наоборот: ледокол входит в зону тумана, спускаешься в каюту, чтобы поменять камеру, выходишь — а там уже опять сияет солнце. В общем, никогда не знаешь, что будет даже через пять минут. Предсказывать погоду в Арктике совсем неблагодарное дело. Из-за таких погодных условий у меня были небольшие нарекания по автофокусу. Но тут следует понимать: когда небо затянуто серыми тучами и наплывает сильный туман, автофокусу любых камер будет сложно «зацепиться». Чтобы он сработал на отлично, нужны контрастные объекты в кадре. Как только условия становились рабочими, придраться вновь было не к чему.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/6400
ISO:‌ 640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 18,5 ‌‌мм‌

Беззеркальные камеры имеют свои бесспорные преимущества. Нет ударов зеркала, и при низких условиях освещенности, когда нужно использовать длительную выдержку. Кроме того, у камер серии Z отличный динамический диапазон, хорошая скорость съемки. Что касается съемки в тумане, мне сложно сравнивать беззеркальные и зеркальные фотоаппараты, потому что у меня в руках на тот момент не было моего Nikon D5, и я не знаю, как бы он повел себя в таких условиях. Но с Nikon Z 7, когда автофокус не мог поймать объект, я просто переключался на мануальный режим и быстро устранял эту проблему. Здесь, как и в большинстве съемочных моментов, все зависит исключительно от вашего опыта и умения справляться с любыми нетривиальными задачами. Лично для меня, плюсы беззеркальных камер однозначно перевесили.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S 
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/400
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 58 ‌‌мм‌

Что касается объектива NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, он безусловно мне очень понравился. Я даже удивился, насколько он резкий, к тому же у него родной байонет, который закрывает всю внутреннюю поверхность — не нужно использовать переходник. Объектив находится очень близко к матрице, и это напрямую отражается на качестве снимков — оно становится просто невероятным! 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S 
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/1000
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 40 ‌‌мм‌

В защиту установленных через переходник зеркальных объективов могу сказать, что я также использовал свой AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, и нареканий к качеству фотографий у меня не было. Все работает четко и корректно. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/11
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ 800
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200 ‌‌мм‌

На мой взгляд, будущее все-таки за беззеркальными системами. Правда, и зеркалки еще рано списывать со счетов. Я, как и все фотографы, очень жду выхода новой камеры Nikon D6. Мне будет интересно поснимать на нее и сравнить с камерами серии Z. Для себя я уже сделал вывод, что до фокусного расстояния в 300 мм можно легко использовать Nikon Z 7, даже для съемки с рук, и он будет давать идеальный результат. Но дальше, конечно, уже сложнее, из-за размеров ее матрицы. Большие зеркальные камеры, такие как Nikon D5, с тяжелой оптикой, предполагают использование штатива, что не всегда удобно в условиях дикой природы. Поэтому здесь еще есть над чем подумать. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/2500
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200 ‌‌мм‌