Тест камеры Nikon D4s

Начав работу над этим тестом, я понял, что необходимо сказать несколько слов о топовых камерах Nikon вообще, потому что многие достоинства D4s относятся ко всей верхней линейке. Я пользуюсь топовыми камерами, начиная с Nikon D3, и все последующие модели – Nikon D3s, Nikon D3x, Nikon D4 – побывали у меня в руках.

Несмотря на то, что аппаратура у подводных фотографов иногда тонет и цена комплекта очень высока, я советую всем, кто стремится к высокому уровню, снимать на топовые камеры, несмотря на возможные финансовые издержки. Они не только задают стандарт изображения, но и дарят новые возможности съемки: каждая следующая модель позволяет снимать сюжеты, недоступные предшественницам, помогая с меньшими усилиями добиваться нужного результата – а значит, экономить время и получать больше хороших кадров с каждой съемки.
Мне лично от камеры нужны две вещи – надежность и возможности.

1. Надежность

Я снимаю в пещерах и под водой. Там влажно, грязно, холодно, что для техники является тяжелейшим испытанием. В этом случае есть два варианта: либо покупать несколько бюджетных камер и менять их как перчатки, либо брать дорогую, которая вас не подведет.

Там, где мы работаем, – мокро 


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/50, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF NIKKOR 16mm f/2.8D FISHEYE

На фото – камера Nikon D3, которая была утоплена во время нашей работы над проектом «Волшебный мир Голубого озера», но после просушки опять заработала как ни в чем не бывало.


Диафрагма – f/13.0
Выдержка – 1.6, ISO 800
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G

Эта съемка у водопада длилась семь часов. Все эти семь часов на камеру лилась вода, летели брызги. Я даже уронил Nikon D4s в горную реку (правда, очень быстро достал из потока), и ничего страшного с ней не произошло. 

Там, где мы работаем, – холодно

Ёмкий аккумулятор – одно из важнейших требований для меня. Ведь в пещере нет розеток. А в бокс для подводной съемки нельзя засунуть дополнительный аккумулятор или приделать батарейную ручку – там просто недостаточно для этого места. И в холодной воде слабая, малой емкости батарея не сможет работать достаточно долго.


Диафрагма – f/9.0
Выдержка – 1/100, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 16mm f/2.8D FISHEYE

Эта съемка происходила под водой в течение нескольких часов при температуре воды 3 градуса. Перед этим камера лежала в боксе на льду несколько часов. Но я был уверен, что аккумулятор не разрядится и фотоаппарат будет работать: 


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/40, ISO 800
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D3
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Там, где мы работаем, – грязно

Особенно в пещерах. С одной стороны, там необыкновенно красиво, с другой – там огромное количество мокрой глины. В одной из пещерных экспедиций мне довелось ползти к месту съемки по наклонному извилистому тоннелю полметра высотой, на две трети заполненному жидкой глиной. По возвращении «шоколада», как эту глину нежно называют спелеологи, было столько, что снаряжение полностью было им покрыто. Казалось, что у меня в рюкзаке не камера Nikon D3s с объективами и вспышками, а просто огромные куски глины. 


Диафрагма – f/5.0
Выдержка – 1/60, ISO 100
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Камеру мне предоставили в NPS и нужно было ее вернуть. Я отмывал ее как мог, но глина так въелась, заползла в малейшие изгибы пластика, что все равно ее осталось достаточное количество. Когда я отнес камеру в профессиональный сервис, мастера спросили меня с укором, почему все такое грязное и почему я не помыл камеру перед тем, как вернуть. Мне оставалось только стыдливо пробормотать какие-то извинения. Но камера работала без сучка и задоринки!


Диафрагма – f/5.0
Выдержка – 1/40, ISO 3200
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Мне как профи важен громадный ресурс и прочность – и затвора, и прочих частей. Когда я снимал это фото с жареной на огне форелью, мне реально жгло руки, а камере ничего. Она в прямом смысле прошла со мной и огонь и воду.

В завершение этого раздела следует упомянуть еще и удобство пользования – Nikon D4s – камера весьма «ухватистая», все управление оказывается под пальцами именно там, где нужно.

2. Возможности

Что до возможностей, Nikon D4s – это, во-первых, гигантский диапазон яркости, который позволяет без дополнительных усилий снимать кадры с большими перепадами освещенности.


Диафрагма – f/16.0
Выдержка – 1/100, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 16mm f/2.8D FISHEYE

В левом верхнем углу этого кадра яркое дневное солнце на поверхности, а в правом верхнем и левом нижнем густая тень, да еще и под водой, которая очень сильно поглощает свет, – перепад просто безумный. Если бы не Nikon D4s, это была бы многочасовая съемка с ассистентами и выставлением вспышек на штативах, чтобы проэкспонировать низ в достаточной мере.


Диафрагма – f/14.0
Выдержка – 1/80, ISO 100
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 16mm f/2.8D FISHEYE

Один из самых популярных сюжетов подводных фотографов – это сплит, когда часть объектива оказывается над водой, а часть – под. И если раньше надо было ждать пасмурного дня, чтобы перепад освещенности между разными средами был не таким большим, а потом еще и выравнивать освещенность под и над водой с помощью вспышек, то Nikon D4s все вытягивает и так.

Во-вторых, Nikon D4s – это возможность снимать от 50 до 6400 ISO и получать рабочую картинку. Этот широчайший диапазон чувствительности позволяет снимать и в самый яркий день, и темной ночью, что для подводных фотографов очень важно. Ведь освещенность под водой так сильно зависит от ее прозрачности, что всего на глубине в пару метров может ухудшиться в десятки раз. На дно водоема редко удается поставить штатив, снимать с рук приходится даже те сцены, где нет никаких движущихся объектов. А это значит, что подводному фотографу необходимо ставить короткую выдержку и задирать ISO. Таким образом, Nikon D4s – это для таких, как я!


Диафрагма – f/16.0
Выдержка – 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 16mm f/2.8D FISHEYE

Какие еще преимущества я для себя выделяю?

Под водой эта камера позволяет снимать глубоко без использования дополнительного освещения. У Nikon D4s огромный динамический диапазон, это значит, что матрица передает очень много градаций одного цвета. Что очень важно под водой, особенно на глубине, куда не доходит большая часть спектра солнечного света и все становится сине-зеленым. Эта характеристика камеры позволяет картинке оставаться объемной, даже будучи снятой на большой глубине, что мы и видим на этом кадре с Байкала, снятом на 30 метрах.

Кроме того, с Nikon D4s стали доступны сюжеты, которые раньше снять было невозможно, во всяком случае, в режиме репортажа.


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/50, ISO 6400
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G

Грузинские спелеологи исследуют каньон ночью. Это фото снято при чувствительности 6400 ISO, причем только со светом фонарей, никаких вспышек!

Чтобы снять такой кадр на Nikon D200, пришлось бы использовать 6-7 вспышек (из них 3 подводных) и потратить на это 5 часов. Представьте себе, что вам нужно провести в холодной воде столько времени, – да это настоящий героизм! А здесь это сделано в режиме репортажа.

Этот сюжет тоже снят просто при свете личных фонарей исследователей каньона:


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/50, ISO 6400
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G

С использованием камеры Nikon D4s я практически перестал брать с собой штатив. Ночные сюжеты снимаются с рук совершенно свободно, будь то вид ночного города или репортаж на улицах:


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/125, ISO 6400
Фокусное расстояние – 112 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 80 –200mm f/2.8D

Вдали светятся огни современного ночного Баку, а на переднем плане лежат нефтяные поля. Снято с рук практически ночью с ISO 6400.

Или такое фото:

Диафрагма – f/7.1
Выдержка – 1/80, ISO 3200
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 80–200mm f/2.8D

Одинокая купальщица в Каспийском море, на заднем плане нефтяная платформа. Это тоже снято с рук и тоже ночью. Поверить в это можно, только обратив внимание, что на нефтяной платформе уже включили освещение, и посмотрев в экзиф: ISO 3200.

Если есть хоть какое-то освещение, то уже можно снимать динамические репортажные сцены. И получить отличное качество снимка, не потревожив людей вспышками. Фото танцующих людей снято при весьма слабом городском освещении ночью:


Диафрагма – f/4.0
Выдержка – 1/60, ISO 3200
Фокусное расстояние – 50 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 50mm f/1.4D

Разрешения в 16 мегапикселей достаточно для того, чтобы снимать выставочные фото и журнальные развороты – и даже с выкадровкой. 


Диафрагма – f/22.0
Выдержка – 1/125, ISO 250
Фокусное расстояние – 60 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF NIKKOR 60mm f/2.8D MACRO

Этот рачок размером – 2–3 миллиметра, я снимал его с использованием макроколец, но все равно он был очень мелким. Я его кадрировал чуть ли не вдвое, но оставшаяся часть кадра вполне достаточна для печати.

И на закуску: скорострельность Nikon D4s – 11 кадров в секунду. Как же мне не хватало этого на съемке проекта про дельфинов!

Одним словом, отказаться от такой камеры можно только в двух случаях: если у вас пока не хватает на нее денег или если Nikon D4s уже у вас есть.