Тест объектива AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Объектив фишай был изобретен в 1906 году американским физиком Робертом Вудом, который изучал строение рыбьего глаза и смог создать оптическую схему аналогичного типа. Отсюда и происходит название этого объектива: фишай в переводе с английского означает «рыбий глаз». Поле зрения линз этого типа составляет 180 градусов и больше. Фишай бывает радиальный и диагональный. Радиальный отображает окружающий мир в шарик, а у диагонального кадр занимает полное прямоугольное поле и угол зрения составляет 180 градусов только по диагонали, как можно догадаться из названия. Изображение, которое давал этот объектив, было настолько странное, что несколько десятилетий ему не могли найти применение.

Лишь в середине 20-х годов прошлого столетия эта любопытная оптическая схема обрела своего пользователя: метеорологи Великобритании догадались использовать фишай для съемки облачности, чтобы захватывать всю небесную полусферу одним кадром.

Вслед за метеорологами необычную геометрию оценили и фотографы, для нужд которых компания Nikon уже много лет выпускает сверхширокоугольные линзы этого типа.

AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D — классический светосильный фишай, который не потерял своей актуальности несмотря на выход AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED.

В первую очередь причина в том, что этот объектив светосильный, маленький, легкий и недорогой. Как и вся профессиональная оптика Nikon, он сделан из металла. Встроенная металлическая бленда надежно защищает выпуклое переднее стекло.

Как я уже неоднократно рассказывал на своих лекциях, именно светосильный фишай является основным объективом подводного фотографа. Поскольку всякий инструмент нужно досконально изучить и уметь им пользоваться, в этой статье я изложу некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание, чтобы ваша съемка удалась.

Во-первых, объектив имеет маркировку D — это значит, что у вас в руках «отверточный» объектив, и у него есть кольцо диафрагмы, которую можно перемещать вручную. Чтобы выставлять диафрагму с помощью настроек камеры, нужно поставить ее на объективе на максимальное число — 22 — и зафиксировать.

Особый секрет этого объектива — крепление для фильтров, которое располагается в хвостовике у задней линзы, а не перед передней, как обычно.


Сплит можно снять только с установленным фильтром.
Диафрагма — f/10
Выдержка — 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D4S
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Особенность именно AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D — дополнительный фильтр L37c, который штатно устанавливается на объектив при покупке и увеличивает минимальную дистанцию фокусировки. Без этого фильтра объектив не наводится на бесконечность! Если вы снимаете макро или под водой, то лучше его снять, чтобы качество изображения было выше. А вот для сплитов — кадров, где часть объектива находится под водой, а часть над — он необходим.

AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D устойчив к контровому свету и формирует довольно симпатичное изображение. Рисунком это нельзя назвать на таком угле, но что-то типа того.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/50, ISO 800
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon
D3S
Объектив — AF
Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Из-за плохой видимости часто фишай — это единственно возможный способ сделать кадр. Согласитесь, лучше получить картинку, хоть и с необычной геометрией, чем остаться ни с чем. На кадре выше дистанция до подводного археолога всего полтора метра, а видимость всего три метра.

Следует помнить, что изображение становится резким по всему полю кадра только со значения диафрагмы 4, при меньших значениях резким будет только центр. Самые «ходовые значения» диафрагмы для получения картинки, резкой по всему полю, - от 8 до 16, а при больших числах по углам изображения становятся заметными аберрации, которые портят кадр.


Это фото сделано на фишай, но из-за правильно построенного кадра оно не выглядит непропорционально искривленным.
Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/60, ISO 400
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon
D3X
Объектив — AF
Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

На этот объектив я очень много снимаю в пещерах, где небольшие объемы и нет прямых линий, что позволяет скрыть бочкообразную дисторсию. Этот фишай незаменим при съемке панорам, поскольку позволяет делать сферические и секционные панорамы за минимальное количество кадров.


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/40, ISO 200
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon
D3X
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D



Тут дисторсия очень большая и тело дельфина искривилось непропорционально.
Диафрагма — f/11
Выдержка — 1/90, ISO 200
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon
D3Х
Объектив — AF
Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Снимающему на этот объектив всегда надо помнить о дисторсии, ведь в разных частях кадра пространство отображается по-разному. В «третях» дисторсия минимальна, и если вы расположите узнаваемый объект в этих местах, то его искажения будут незначительными и незаметными для зрителя. А на середине кадра прямые линии останутся прямыми, например, горизонт. Поэтому при съемке пейзажа горизонт следует расположить по центру, а чтобы соблюсти правила композиции, кадр можно подрезать при последующей обработке.


Маленькие актинии кажутся большими, а большой дайвер кажется маленьким.
Диафрагма — f/7.1
Выдержка — 1/80, ISO 800
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon
D3S
Объектив — AF
Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Далекие предметы через фишай кажутся еще дальше, а близкие — ближе и больше, что позволяет играть с размерами объектов съемки и создавать глубину и перспективу там, где ее нет. AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D — это великолепный инструмент для неожиданных художественных решений, когда в кадре небольшой предмет или существо становятся главными, а что-то большое — напротив, может быть уменьшено и отодвинуто на второй план.

Из-за особенной геометрии это идеальный объектив для подводной съемки, съемки пейзажей, веселых дружеских шаржей и кадров в условиях крайней тесноты, где нет возможности сохранять дистанцию между фотографом и объектом, но необходимо полное изображение объекта.