Тест объектива AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Эту линзу я взял в офисе Nikon по программе поддержки профессиональных фотографов NPS. Странно, что я не обращал на нее внимания раньше, когда брал фикс-телевики 300 и 400 мм. Скажу сразу, это один из лучших объективов в линейке NIKKOR. 

Кадр ниже снят на этот объектив во время шоу Adrenaline FMX Riders в Санкт-Петербурге:

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/4000
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Быстро введу в курс дела тех, кто не разбирается в аббревиатурах на объективах. AF-S – обозначение ультразвукового привода фокусировки. Это значит, что автофокус работает супербыстро, бесшумно и точно.
NIKKOR – отдельный подбренд объективов для камер Nikon. Он появился 75 лет назад после ребрендинга из Nippon Kogaku (Japan Optics), Nikko переводится с японского как «солнечный свет». 
200 mm – фокусное расстояние объектива. В данном случае это телеобъектив с сильным приближением, но тот факт, что в названии стоит только одно число, означает, что это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, или, иначе говоря, без зума.
F2.0G – говорит как раз о том, что он без зума дает возможность обладать столь сильной светосилой. Я бы сказал, небывалой. Получить такую яркость он смог благодаря большому размеру линз. Буква G означает, что диафрагма переключается электронным образом камерой, а не кольцом на объективе, как это было на старых моделях.
IF-ED – первые две буквы говорят о том, что во время фокусировки все движущиеся части находятся внутри объектива, то есть ничего из него не вылезает и ничего снаружи не крутится. Это очень важно при работе в неблагоприятных условиях, таких как дождь, снег или большая влажность.
ED – это неотъемлемый элемент всех профессиональных телеобъективов, специальное стекло со сверхнизкой дисперсией. Это дает возможность делать четкие, резкие и контрастные снимки при любом освещении на самой открытой диафрагме. 
VR II – второе поколение системы стабилизации, которое позволяет делать резкие снимки на больших значениях выдержки. Эти объективы делаются только в Японии. Естественно, у каждого есть свой серийный номер. Мне достался 200654.

Вот как он выглядит вместе с Nikon D4s. С надетой блендой чуть больше, чем линза 70-200 mm в длину и по ширине точно как 300mm f/2.8. Весит 2,7 кг. С рук снимать несложно. Естественно, имеет лапку для штатива, но я ею так и не пользовался. 

Для чего и для кого нужен этот объектив? Конечно, для профессионалов. Думаю, что немногие фотолюбители готовы не только вложить серьезные деньги (об этом позже) в такую покупку, но и везде брать его с собой, когда есть более универсальные и удобные 70-200, 70-300 и даже 200-400 mm. Но есть случаи, когда без этой линзы сложно обойтись. Одно из таких направлений – репортажная съемка во время шоу или концертов. Когда уже достаточно темно, но в кадре много движущихся объектов, к которым сложно подойти близко. 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/800
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Практически все время пользования этим объективом я снимал на открытой диафрагме 2.0 или 2.8. Второй и, вероятно, главный его плюс – это бокэ, или, иными словами, размытие заднего плана. Это просто восторг, как красиво он моет, а главное – как резко он цепляется за нужный объект. Вот ещё один кадр с выступления «Театра Огненных Людей» на выпускном в парке Горького.

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/250
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Конечно, без этого объектива было бы сложно создать и серию отличных портретов музыканта Gaslamp Killer во время его выступления на пикнике «Афиши». 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/800
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Одновременно у тебя в руках объектив с сильным приближением и глубиной резкости как на 85mm f/1.4, что дает возможность убрать все ненужное в расфокус и выделить только музыканта.

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/1600
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Но главное, зачем я брал этот объектив, так это чтобы снимать спорт. Началось все с вейкбординга в Калуге, где объектив привлекал взгляды, и все оборачивались на меня. Я бы тоже обернулся, честно сказать. Не могу вспомнить, где я видел его вживую до этого, очень редкая модель. На фото Никита Мартьянов в уже закатном свете на лебедке в Калуге. 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/4000
ISO: 50
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

А вот после этого кадра в Санкт-Петербурге мне окончательно стало ясно, что это лучшее, что я когда-либо пробовал. Тебе просто не хочется даже трогать ползунок резкости. Главное – попасть в фокус, что, как вы понимаете, очень сложно. В данном случае я снимал со второго катера на диафрагме 2.0, и только благодаря этому получился такой эффектный кадр. Кстати, самому Никите, большому ценителю техники, тоже очень понравился этот объектив, и он был очень впечатлен получившимися кадрами. 

Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/4000
ISO: 160
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

На мотошоу я попробовал снимать и со следящим автофокусом, чтобы получить подобный кадр резким. 

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 125
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Но, конечно, кадр на фоне неба никак не сравнится с кадром на фоне Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга. На 70-200 mm кадр был бы совсем другим: у него бокэ более структурное, и оно мне нравится в других случаях. 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/3200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Один из кадров во время съемки летних активностей на курорте Роза Хутор. Как и на 300 mm, этот объектив отлично отделил передний план от заднего.

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/1600
ISO: 325
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Снимать даунхилл на него оказалось не так просто. Автофокус справлялся только в следящем режиме, которым я не очень люблю пользоваться. Но если выставить фокус и потом нажать кнопку, то на втором кадре в серии атлет уже выходит из зоны резкости. На фото атлет Андрей Москвин на курорте Роза Хутор.

Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/800
ISO: 320
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Конечно, эти два с половиной килограмма значительно влияют на вес фоторюкзака. На Эльбрусе мне пришлось очень непросто во время пробежки на шесть километров по трассе Elbrus World Race by adidas Outdoor. Хоть этот объектив и продается с отдельным кофром, я предпочел убрать его в свой фоторюкзак Dakine Sequence. Он влезал туда как в надетом на камеру положении, так и сбоку, вместо 70-200 mm.

На вертолетную съемку я не стал брать 200 mm, так как в воздухе со снятой дверью очень сложно менять оптику и универсальность важнее, чем глубина резкости и светосила. Зато 200 mm отлично пригодился во время погони на машине по ущельям за участниками соревнований. В общем, можно сказать так: этому объективу нет цены, когда тебе не нужно его куда-то тащить. 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/5000
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Думаю, что для пейзажной фотографии и снимков дикой природы он подойдет меньше, чем его собратья 300mm f/2.8 или 400mm f/2.8. При этом он отлично работает с экстендером, который может довести его до больших показателей фокусного расстояния. 

Диафрагма: f/5.0
Выдержка: 1/1250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Закрытая диафрагма на 6.3 делает резким и передний, и задний планы.

Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/800
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

Вот так и бегал с ним вокруг Эльбруса, чтобы сделать красивые карточки с атлетами и пейзажами. Хотя каждое утро сомневался, брать его или обойтись 70-200 mm.

Безусловно, без такого объектива сложно обойтись на больших событиях типа Red Bull Flugtag, где прямо хочется отделить участников от заднего плана. В этом смысле 200 mm во многом удобней, чем 300 mm и 400 mm, даже благодаря весу и пропорциям – его собратья значительно тяжелее.

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/2500
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II

В конце стоит сказать и о главном – цене. Сейчас на сайте Nikon в России этот объектив стоит столько же, сколько и 300mm f/2.8, а именно 370 000 рублей. Когда-то я думал, что это нереальные деньги для вложения в фототехнику. Но сейчас я так уже не считаю. Объектив служит ровно до того момента, пока ты его как следует не уронишь. Я за все время работы разбил два объектива: когда сам открылся дешевый фоторюкзак, и когда камера упала в лодке, пока мы спасали свои жизни. И это за десять лет работы в экстремальных видах спорта. Что уж говорить о других видах съемки. Я благодарен программе NPS, что есть возможность протестировать разную технику, но для меня теперь вопрос в другом: 300mm f/2.8 или 200mm f/2.0? Вопрос, нужен такой объектив в фоторюкзаке или нет, уже не cтоит». 

Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/4000
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II