Я хотел бы рассказать о проекте «Sochi Drift Challenge» – это уникальный для России этап зимнего чемпионата дрифтеров, ведь российские автодромы сейчас находятся под снегом, а здесь все работает под лозунгом: «Единственное соревнование в России, где ты можешь погонять зимой, как летом!».

  • Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6II
  • Объектив:‌ NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S
  • Диафрагма: ‌5.6
  • Выдержка: ‌ 1/2000
  • ISO: ‌ 100
  • Фокусное‌ ‌расстояние: ‌ 165mm

Наша команда FDM SPORT обычно работает на каждом этапе, но я прилетел только на второй, потому что здесь выступал мой друг, один из пилотов серии, Никита Шиков, более того именно на этом этапе была презентация автомобиля Toyota Supra A90, боевая машина Никиты, на которой он дебютировал.

  • Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6II
  • Объектив:‌ NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S
  • Диафрагма: ‌2.8
  • Выдержка: ‌ 1/1600
  • ISO: ‌ 200
  • Фокусное‌ ‌расстояние: ‌ 200mm

Мы вылетали из московских -19°C в сочинские +14°C, этот контраст особенно понравился, ведь ты не улетаешь на другой конец света. Сочи всего лишь в 2 часах на самолете – отличная перезагрузка! Удивило то, как нас встретил местный таксист, который совершенно случайно завел разговор о предстоящем «Sochi Drift Challenge» и рассказал нам все детали.

  • Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6II
  • Объектив:‌ NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S
  • Диафрагма: 4.0
  • Выдержка: ‌ 1/1600
  • ISO: ‌ 100
  • Фокусное‌ ‌расстояние: ‌ 175mm

В моем арсенале была новая беззеркальная камера Nikon Z 6II, объектив NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S, Z телеконвертер TC-1.4x и батарейный блок. На мой взгляд идеальный набор для съемки дрифта и гонок, в общем для автодрома. Здесь приветствуется скорость во всем и в фототехнике в том числе:

  • быстрый и точный автофокус, чтобы «держать» объект и получать как можно меньше брака;
  • быстрый процессор, чтобы снимать много кадров в серии и не пропустить важные моменты, например, получить нужную фазу автомобиля в динамике;
  • быстрые карты памяти, которые обеспечат моментальную запись из буфера. Я работал с картами SanDisk Extreme и XQD – очень мощные. Мне понравилось, что в видоискателе есть счетчик, ты видишь, как камера снимает серию и буфер постепенно заполняется, но быстрые карты не позволяют ему забиваться, благодаря чему серия становится длиннее – это и помогает достичь максимального результата.

В экстремальных съемках важно, чтобы техника была надежной. Ведь на автодроме приходится работать в разных погодных условиях. Это может быть высокая температура, зной, пыль, или еще менее приятные условия, например, дождь. В любом случае на автодроме работу никто не отменял – ты должен выйти и снять. Вообще я люблю дождь, благодаря нему можно получить отличные кадры. Я считаю, что нет плохой погоды, есть неподготовленность! Однако в этот раз нам повезло, было тепло и сухо.

  • Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6II
  • Объектив:‌ NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S
  • Диафрагма: 16.0
  • Выдержка: ‌ 1/500
  • ISO: ‌ 200
  • Фокусное‌ ‌расстояние: ‌ 200 mm

Сразу же хочется отметить вес Nikon Z 6II! Ты всегда всю технику носишь с собой, а масштабы перемещения на автодроме немалые: много километров, пройденных за уик-энд (в основном съемки проходят с пятницы по воскресенье). Здесь, конечно, мой привычный D5 сильно уступает по мобильности беззеркальной системе.

У меня был стандартный набор объективов: AF FISHEYE NIKKOR 16mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR, NIKKOR Z 50mm f1.8 S, и NIKKOR Z 70-200/2.8 VR S ST, им я снимаю большинство своих проектов. У FISHEYE очень крутой применение я часто снимаю Venue shops и LS картинки. Но самый ходовой – это 70-200mm, важно чтобы объектив мог приближать. Во время гонки на автодроме ты находишься далеко, но объект должен занимать большое место на фотокарточке, поэтому телевики и длиннофокусные объективы очень востребованы. В моем случае очень помог экстендер 1.4, с 70-200 mm он сработал прекрасно, все свои функции выполнил и отработал на все 100%.

Кадр выше про то, что нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Это зона, где пилот перед выездом на гоночную трассу разогревает машину, резину, «накручивает несколько «donuts» (пончиков) вокруг». Ракурс здесь, конечно, несколько рискованный. На мою удачу Никите залили полный бак бензина, в результате мы видим возгорание в области колеса, выглядит это довольно опасно, но на самом деле ситуация под контролем. При разогреве автомобиля, топливо тоже разогрелось, расширилось и выплеснулось из бака. Автомобиль быстро потушили и через минуту Никита доехал свой разогревочный круг, даже не заметив пожара.

Готовясь к съемкам я в первую очередь, предпочитаю смотреть фото самой локации при помощи Google или Яндекса: где буду находиться, что буду снимать, как выглядит локация, как я буду себя ощущать там. Во-вторых, я смотрю фотографии, уже сделанные на этом месте, например, на Сочинском автодроме, я не был ранее, соответственно я могу посмотреть, что снимали другие фотографы. Так, я узнаю, какое соотношение съемочного фона и объекта я могу получить. К примеру, в этот раз я сделал подборки, где на фоне были очертания известного замка из парка развлечений и колеса обозрения, а во время съемок я уже знал, на что обратить особое внимание – такие фишки как раз можно посмотреть уже по сделанным снимкам. Я также связался с Никитой. Мы заранее обсудили с ним съемку, выбрали жанр: портрет, LS, экшн, определились с днем съемки, я узнал, какие у него планы – все это нужно зафиксировать.

Финальный этап подготовки происходит на месте – локейшен чек. Мы сразу же с аэропорта направились на автодром для получения тайминга, аккредитации для общения с пресс-службой, организаторами, и так далее.  

Мне кажется это классический дрифт кадр – Extra Close-up еще и сзади автомобиля. Здесь и заднее колесо в динамике и дым пойман. На колесе видна надпись Supra, как раз дебют этой марки. Этот кадр мне показался выигрышным и брендированным, к тому же технически интересным.

Многих интересовал вопрос, как себя проявит камера Nikon Z 6II в сравнении с моей любимой D5. Так вот, D5 из рюкзака я даже не достал. Я был готов, что буду использовать два набора, взял конвертер, для оптики от D5. В начале я переживал, насколько новинка будет надежной, насколько автофокус будет работать хорошо, ведь я уже за несколько лет привык к D5! Но я все снял на Z 6II – камера справилась со всеми задачами, я остался очень доволен.

В моем жанре особенно ценится практичность, важна пыле и влагозащита, а также батарейки. Начну с батареек, например, D5, да и другие камеры этой серии радуют емкостью батареи и энергорасходами камеры. Несмотря на мощные процессоры, D5 мало потребляет. Это позволяет мне на двух аккумуляторах прожить весь уик-энд, а если съемки не слишком насыщенные, то и на одном. Для Z 6II у меня было припасено 3 аккумулятора, я держал зарядку на локации и заряжал – это была некая перестраховка. По моей практике первое поколение Z 6 более энергопотребляющее, поэтому в новинке я уделил батарейкам особое внимание. Зимой в холодных условиях это еще более важный вопрос.

Динамично заваленный кадр, здесь я применил изобразительный эффект – смазал фон, но автомобиль четкий и резкий, плюс динамику придает дрон.

 

D5 у меня ассоциируется с автоматом Калашникова, которую можно бросить в болото, вылить воду из «дула» и она будет снимать как ни в чем не бывало. Эта камера выдерживала много историй со мной на автодроме. Конечно, я не смог протестировать Z 6II в подобных условиях, но все-таки относился бы к защите камеры более внимательно по сравнению с D5.

  • Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6II
  • Объектив:‌ NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S
  • Диафрагма: 18.0
  • Выдержка: ‌ 1/500
  • ISO: ‌ 200
  • Фокусное‌ ‌расстояние: ‌ 175 mm

Могу с уверенностью сказать, что Z 6II отлично держит автофокус, я работал в основном по групповому следящему фокусу, в очень тяжелых условиях, потому что часто использую контровой свет, да и вообще солнце постоянно светило в объектив. Более того, эффектный дым, который мы видим на фотографиях к концу заезда заполоняет всю площадку, и автофокус иногда теряется. Хотя в точечном автофокусе он буквально «прилипает» к объекту съемки даже в крайне тяжелых условиях! Ты просто заранее задаешь серийную съемку и «ведешь» автомобиль, не переживая о потери фокуса. Хочу отметить удобство в визировании, если в D5 ты работаешь полностью через видоискатель, то в беззеркалках это работа через экран, что тоже имеет свои положительные особенности.

 

У Никиты лопнул ремень привода силовой установки на Supra Никиты , и он должен был остановиться – это скорее некий документальный/исторический кадр. Для него нужно оказаться в нужном месте. Я находился на будке маршалов, они фиксируют подобные ситуации.

Таким образом, хочу отметить удобство новинки, конечно, и системы и параметры разные. D5 очень массивная камера, Z 6II значительно легче, мобильнее и компактнее – в этом она однозначно выигрывает. Визирование через экран в Z 6II на высоте: точный и очень чувствительный тачскрин реализован отлично. Работа через экран дает всегда два дополнительных ракурса: ты чувствуешь себя более комфортно с земли и на верхней точке на вытянутых руках. Плюс я использую фокус с нажатием по экрану – очень удобно и доступно именно в беззеркалках.

Финальный снимок – Никита уезжает в закат, это практически сразу после схода с дистанции. Я попросил маршала перейти на другой ракурс (ты не можешь двигаться по автодрому просто так, нужно запрашивать переход) и побежал туда. По идее ты не можешь останавливаться на треке, поэтому я, буквально перебегая его держал камеру и снимал в режиме LiveView.

В подборке все кадры сложились в одну историю – об огненном старте и не менее красочном финале.