Вейкбординг, Нева и разводные мосты

Я ехал в поезде в Санкт-Петербург. Было самое начало лета. Мой друг и один из лучших вейкбордистов мира Никита Мартьянов только-только спустил на воду тренировочный катер. Я ехал фотографировать его вместе с еще одним атлетом команды Quiksilver Никитой Терсковым. Нужны были новые фотографии перед сезоном. Я работаю с нашими райдерами далеко не первый год, несколько раз уже был на озере, где стоит катер. Уже даже продумал картинки, которые хотел бы сделать, но хотелось нового. Либо того, что никто до нас еще не делал, либо чего-то просто красивого. В голову приходили сложные варианты со светом и постановкой, строительством и экспедициями. Но иногда так бывает, что далеко ходить не нужно, стоит просто пошире открыть глаза и посмотреть на то, что нас окружает. Так родился проект, который заодно был приурочен к моему вступлению в мировую команду лучших фотографов SanDisk Extreme Team.


Диафрагма: f/1.4 
Выдержка: 1/500 
ISO: 1600 
Фокусное расстояние: 50 мм 
Камера: Nikon D4s 
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Идея появилась следующая: Никита прыгает за катером, который проходит под разведенным мостом. От идеи до результата, оказалось, идти очень далеко. Авантюра Никите понравилась, до этого он никогда не делал ничего подобного в центре Питера. Но у него не было необходимых разрешений, чтобы вывезти свой специальный вейкбордический катер на Неву. Другой проблемой было то, что ночью по реке идут большегрузные суда, и движение для маломерных катеров закрыто, тем более запрещена буксировка (а вейкбординг по сути и есть буксировка человека на доске). Но экстремальный спорт не всегда укладывается в рамки традиционных правил. 


Диафрагма: f/2.8 
Выдержка: 1/640 
ISO: 2000 
Фокусное расстояние: 70 мм 
Камера: Nikon D4s 
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Я считаю, что если ты чего-то очень хочешь и прикладываешь силы, чтобы это осуществить, то обязательно все получится. Уже не раз такое было, что люди не просто соглашаются участвовать, но и совершенно бескорыстно помогают в осуществлении задуманного. За это я люблю экстремальные виды спорта, потому что вокруг них сосредоточилось очень много замечательных людей. Через день Никите написал Паша Шевцов из River Wake Club и предложил приехать к ним покататься. Катер у них стоит на Петровской косе, что совсем недалеко от центра города, между малой Невой и рекой Ждановкой, по которым можно было легко добраться до центра. Кроме Паши в исполнении этой идеи приняли участие ребята из Funkywake со своим буксировщиком. Кроме фото, мы решили снять видео. За него отвечала компания KrugProd. Съемки назначили на начало июля.


Диафрагма: f/2.5 
Выдержка: 1/4000 
ISO: 4000 
Фокусное расстояние: 200 мм 
Камера: Nikon D4s 
Объектив: AF-S NIKKOR 200mm f/2.0G IF-ED VR II

Ночка выдалась далеко не жаркой. Мы нашли в гардеробе по три зимних куртки и поехали на Петровскую косу, место нашего старта. Мы не проводили разведку местности ночью заранее, потому что каждый из нас тысячу раз бывал в центре города. Перед съемками мы провели брифинг. На фото капитаны наших лодок, Никита, Паша и фотограф Кирилл Шевченко, которого я пригласил снимать репортаж для газеты «Невское Время». Для воплощения задуманного собралась целая команда. Прежде всего – профессиональный атлет. И я даже не знаю, кто ещё бы справился с такой задачей, если не Никита Мартьянов. Еще ассистент фотографа для работы со вспышкой на соседнем катере, два водителя катеров, пара человек в лодке для подстраховки Никиты, чтобы в случае чего могли быстро втащить его на борт, и видеооператор. Ну и друзья-зрители, ведь поддержка – очень важная вещь в подобных проектах.

Главная проблема была, как я уже говорил, в больших судах, которые шли по Неве. У нас была идея сделать снимок под разведенным Дворцовым мостом, но выяснилось, что это практически нереально. Мосты разводят прямо перед движением судов, то есть можно попробовать сделать прыжок до, но это 1:30 ночи, и на воде в это время очень много туристических лодок, которые как раз и наблюдают за разводкой. Вдобавок ко всему на воде дежурят лодки ГИМС (водная полиция). Значит, этот вариант отпадает. Другой вариант был попробовать сделать это в 2:50, когда мост сводят на двадцать минут для проезда машин. Мы решили пробовать в это время сразу за последним кораблем.


Диафрагма: f/5.6 
Выдержка: 1/320 
ISO: 320 
Фокусное расстояние: 135 мм 
Камера: Nikon D4S 
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Для осуществления первоначальной идеи нужно было три лодки: одна буксирует Никиту; на второй установлена вспышка, и она идет сбоку; третья идет позади, и с нее снимаю я. Таким образом, я бы получил красивый боковой свет и смог бы сделать кадр сзади, но с третьей лодкой не получилось, и пришлось все переиграть. Я не хотел снимать с лодки, за которой едет Никита, из-за того, что подобные кадры не очень ценятся в экстремальном спорте. Этот ракурс уже избит, подобных снимков миллионы. К тому же организовать на реке ночью движение даже двух катеров оказалось очень сложной затеей, и я даже рад, что их было не три.

Мы грузимся в лодку со всем оборудованием. На улице 12–14 градусов тепла и сильный ветер. Прогноз обещали ужасный. Это была единственная ночь без дождя, но со штормовым ветром. Что вы хотите, это Питер. Мы надеялись, что ночью ветер стихнет, и мы успеем до утреннего дождя. Мы вышли вместе с разводом мостов, чтобы было время подготовиться.

План следующий: пока идут корабли, мы не входим в зону их хода (фарватер), а снимаем вдоль Петропавловской крепости. Никита привыкает к волне от этого катера, я проверяю работу вспышки и слаженность команды.
Я сделал небольшую карту для наглядности: зеленая зона – место, где мы начали снимать, самое безопасное, с нашей точки зрения. Во-первых, мы не должны были привлечь внимание ГИМС и оказаться на пути больших кораблей. Единственная проблема – это мель (розовая зона). Я отметил её около Биржевой площади (там прямо земля из-под воды видна), а также несколько мест вдоль крепости. Красная линия на карте – это путь следования большегрузных кораблей ночью по Неве. Собственно, ради них мосты и разводят.

И вот тут нас ждал первый сюрприз. Как только Никита бросил доску в воду, вся, просто вся подсветка в городе выключилась. Два часа ночи, туристы разъехались по домам и легли спать, зачем тратить лишнюю электроэнергию? Что-то ты можешь продумать и предугадать, но не все. Когда выключилось городское освещение, «включился» рассвет. Белые ночи Санкт-Петербурга на то и белые, что рассвет сменяет закат, и ночи практически нет. Рассвет оказался даже круче, чем подсветка, и мы решили снимать в обе стороны: сначала на фоне рассвета и Петропавловской крепости, и в обратную сторону – на фоне разведенных мостов, Зимнего дворца и Адмиралтейства. 

Я начал проверять свет. Всегда, когда работаешь с внешним источником питания, абсолютно всегда есть сложности. Снимать с дополнительным светом было крайне сложно из-за того, что он по моей задумке стоял на катере-буксировщике, а я находился в другой лодке, то есть я не мог регулировать свет сам. Это была Einstein на 600 Дж. Ее вполне хватало, чтобы сделать из Никиты белое пятно на фото, даже можно было справиться и с более слабой мощностью. Синхронизировалась она по радиоканалу с помощью Pocket Wizard Plus X, а настройки менял ассистент по моим командам по рации. Синхронизаторы Pocket Wizard Plus X – самые простые и надежные, но все равно из-за тряски в лодке пару раз вылетали провода, и контакт терялся.

Другой вариант – съемка на высоких ISO и с открытой диафрагмой. Если с первым вопросов вообще не возникает, ведь на D4s можно работать на ISO 6400, 8000 и больше, то попасть в диафрагму f/2 на фиксе 200 mm крайне сложно из-за движения. Тем не менее, промахи случились только в паре прыжков. 

В ту ночь я использовал два длиннофокусных объектива: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и мой любимый AF-S NIKKOR 200mm f/2.0G IF-ED VR II, который взял специально для этой съемки по программе NPS. Пару раз ставил AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G, но его не хватало. Мне очень нравится, как объектив 200 mm размывает задний план, это просто сказка, но про фокус на открытой диафрагме я уже сказал. Так что для страховки какие-то кадры я снимал на 70–200 mm, а что-то пытался на 200 mm. Снимать в движении на фикс сложно еще и потому, что двухсотый все-таки большой и достаточно тяжелый, и из-за отсутствия зума сложнее выстроить кадр с прыжком.

Тем не менее, практически сразу мы сняли тот кадр, который я хотел сделать в этом месте: Никита Мартьянов на фоне главных символов северной столицы – Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского собора и Дворцового моста. Все это еле-еле освещается первыми лучами рассвета. Это было непередаваемо. Именно этим мне и интересен экстремальный спорт: я пытаюсь находить сочетание его с другими вещами – архитектурой или дизайном, цветом или светом.


Диафрагма: f/4.0 
Выдержка: 1/250 
ISO: 1000 
Фокусное расстояние: 70 мм 
Камера: Nikon D4S 
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Кататься в холодной воде Невы полночи – не самое простое занятие. Более того, из-за того, что это был не его катер, Никите сложно было подстроиться под эту волну, а для вейкбординга волна – это трамплин, то есть очень важное звено в катании. И все равно он сделал больше, чем кто-либо мог в данной ситуации. Капитан нашей лодки был на связи по рации с большими судами и узнал, что их будет всего пять, и после этого мосты сведут. Мы решили рискнуть и попробовать проехать за последним судном под Дворцовый мост. Но как только он прошел, мост сразу начал опускаться, без промедлений. Более того, из-за того, что больше кораблей нет, второй подъем отменили. Мосты нас развели... 


Диафрагма: f/2.8 
Выдержка: 1/100 
ISO: 2000 
Фокусное расстояние: 24 мм 
Камера: Nikon D4s  
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8

Все мы устали и вымотались. Но мы были бы не мы, если бы не сделали то, что задумали. Мы приехали к мостам еще раз в другой день, и в итоге получилось провести нереальную съемку и осуществить задуманный план до конца. Вейкбординг в центре Санкт-Петербурга – done!

А вот и видео о том, как мы провели эту ночь:
http://www.youtube.com/watch?v=qTeGzjICo74