Япония: путешествия в Коя-сан

Фотограф Даниил Коржонов – путешественник со стажем, объехавший четверть мира и побывавший в совершенно разных частях света: от Новой Зеландии до Гренландии. Он снимал и прованские лавандовые поля, и знаменитую итальянскую Тоскану, однако совершенно особенные впечатления у него остались именно от посещения Страны восходящего солнца. Все потому, что Япония долгое время была совершенно изолирована от остального мира. По этой причине здесь особенно остро чувствуется местный колорит: совершенно самобытная культура, традиции, существующие более тысячи лет и передающиеся от поколения к поколению.


Диафрагма: f/11.0
Выдержка: 1/125
ISO: 320 
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8D

Японией можно жить: можно питаться легендами, дышать слухами о фестивалях, слушать музыку шелестящих листьев клёна в ноябре и опадающих лепестков сакуры в апреле... Во время экспедиции мне удалось посетить много удивительных мест, о которых хочется рассказать в отдельных статьях. Это и парк Никко, с древними храмами, украшенными резными драконами, которым исполнилось не меньше тысячи лет. Но я расскажу сегодня о другом месте – о месте, которое за время моей экспедиции очаровало меня более всего. Это гора Койа.


Панорама из 2-х кадров: 

Диафрагма: f/9.0
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

На гору Койа Даниил отправился неспроста: Койа – это знаменитое место среди буддистов. На горе построен древнейший храмовый комплекс. Здесь уже больше тысячи лет проповедуют буддизм школы Сингон.


Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 320 
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Путешествие фотографа по буддийским храмам проходило в Коя-сане – маленьком городке, насчитывающем всего лишь 4 тысячи жителей и компактно расположившемся на макушке горы Койа. Шоко, подруга Даниила, познакомила его со своими друзьями в храме Экоин. Здесь и началось его знакомство с бытом монахов. Правда, Даниил столкнулся с языковыми трудностями: пришлось довольно долго искать кого-нибудь, кто бы смог напрямую поговорить с ним на английском языке и рассказать о комплексе храмов. Оказалось, что в Японии действительно все очень сложно с английским. И особенно остро это ощущалось на изолированной от мира долгие годы горе.

Однако нам повезло: мы встретили молодого монаха по имени Нобу из храма Экоин. Нобу, человек с необыкновенной историей, показал нам город и рассказал множество историй о местных монахах, в том числе и об основателе школы Сингон – Кобо Дайши, который заперся в храме для медитации много сотен лет назад и, по легенде, медитирует там до сих пор. Вход туда доступен только монахам высших рангов, а само место считается настолько почитаемым, что фотографировать и в мавзолее, и около него строжайше запрещено. 

В Коя-сане есть множество уникальных мест, овеянных магией. Так, вместе с монахом Нобу Даниил отправился к местному кладбищу Окуноин. 

Окуноин – священное место для японцев. Считается, что люди, похороненные здесь, первыми увидят и услышат Кобо Дайши, когда тот решит прервать свою вечную медитацию и возвестить миру откровение. Так что места тут заняты давно, многие – историческими личностями, например, Ода Нобунага, родственниками первых Токугав, и другими важными персонами. Самым известным мемориалом является космическая ракета, но есть и много других известных памятников и сооружений. Сейчас кладбище продало землю большим японским компаниям, которые хотели владеть на Коя-сане местами для своих усопших сотрудников. На некоторых монументах даже размещены «почтовые ящики» для работников организаций, чтобы они могли оставлять свои «мэйси» – визитки, выражая, таким образом, духовную поддержку бывшим коллегам. 

Мы вместе с Нобу проходим через гигантское кладбище Окуноин. Только небольшие фонарики-лампадки освещают нам путь по дорожке среди величественных японских криптомерий. Деревья кажутся настолько гигантскими, что думаешь: можно вот-вот дотянуться до Луны и звёзд с их верхушек. В тишине слышен лёгкий шорох, мы поднимаем головы наверх – и над нами пролетает белка-летяга, мягко приземлившись на ствол криптомерии. Кладбище Окуноин выглядит поистине грандиозным. По словам Нобу, на синтоистском кладбище свет должен литься по умолчанию даже ночью. Так создается ощущение того, что ты окружен духами и магией. Здесь чувствуешь себя, как в храме солнца и заодно в музее под открытым небом возрастом в две тысячи лет.


Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/125
ISO: 500 
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8D 


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/50
ISO: 320 
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8D 

На следующее утро Даниил решил снова посетить храм Экоин и посмотреть на утреннюю огненную церемонию – один из важнейших буддистских ритуалов.

Это завораживающее, наполненное особой энергетикой событие: монахи проводят особый ритуал разожжения огня перед статуей Будды. Монах ритмично, в порыве с разгорающимся огнём, бьёт в специальный барабан и читает сутры. При этом огонь полыхает всё сильнее и сильнее, озаряя храм своим светом.


Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/50
ISO: 2000 
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8D 

Съемка в храме проводилась только при естественном освещении. Света, исходящего от огня, оказалось вполне достаточно для того, чтобы работать со светосильным портретным объективом AF-S NIKKOR 50mm f/1.8D. 

Всего же на горе 123 монастыря. Причём физически всего 52, остальные – своего рода виртуальные, то есть привязанные к человеку без физического строения. Каждый храм может приглашать туристов участвовать в их церемониях, ночевать в монастырях, разделять пищу с монахами. При этом храмы берут за это немалые суммы. Добавив к этому доходы от погребения, свадеб, церемоний, связанных с рождением, понимаешь, что буддизм сейчас выглядит как бизнес. Причём довольно успешный: у монахов неплохие заработки, чтобы содержать семью и дом.


Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/40
ISO: 640 
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Ещё ночью я заметил чудесные места рядом с мавзолеем Кобо Дайши – это в первую очередь храм Тородо. В храме – тысячи и тысячи светильников, которые были подарены или куплены за пожертвования различными людьми – от простых людей до императоров. И они никогда не гаснут. Зрелище просто завораживающее.

Однако и там фотографировать строго запрещено. Даниил попытался уговорить PR-отдел храма на несколько снимков для своей статьи. Он долго убеждал в том, как важно привлекать российских туристов в японские святилища и знакомить их с буддизмом, и ему согласились помочь. Рано утром, пока монахи храма находились на церемониях, Даниила провели в зал, и ему удалось сделать съемку светильников. 


Диафрагма: f/14.0
Выдержка: 10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S  NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Времени у Даниила было очень мало и хватило только на то, чтобы выставиться на штативе. А с освещением просто повезло: огромное количество светильников в итоге дало очень хорошее освещение, поэтому дополнительный искусственный свет даже не потребовался. 

Амбассадору Nikon также удалось побывать и на нижних уровнях храмового комплекса с десятками стоек, обставленных миниатюрнейшими статуэтками Будды, выстроенными рядами вдоль стен на стеллажах.


Диафрагма: f/13.0
Выдержка: 5
ISO: 80
Фокусное расстояние: 66 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Оказывается, существует еще так называемая тропа паломников Кумано (так же,  как и гора Койа, внесенная в список наследия ЮНЕСКО). Паломник должен обойти по тропе 88 храмов, и тогда он имеет право поставить фигурку Будды в хранилище. К сожалению, и эта традиция стала сейчас уже превращаться в обычный туризм: паломников возят на автобусах по этим 88 монастырям. Но некоторые не сдаются и проходят весь путь пешком, чтобы оставить в память о своём большом путешествии и в дань поклонения Кобо Дайши маленькую фигурку на самой вершине горы Койа.

На этом удивительное приключение Даниила на горе Койа подошло к концу, оставив на память о себе множество удивительных снимков, позволивших узнать еще немного больше об этой потрясающей и загадочней стране. Между тем, следующей осенью у фотографа вновь планируется экспедиция в Японию. Осень идёт по всей Японии довольно долго – с сентября по декабрь, плавно передвигаясь с севера на юг. По словам Даниила, очень важно попасть туда в пик красок, когда цвета настолько насыщенны, что кажется, будто листья светятся изнутри. 

Более подробно о планирующихся фотоэкспедициях можно узнать на сайте Даниила Коржонова: http://korzhonov.ru/phototours-2016